Особенности социально-профессиональной адаптации детей-сирот

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Особенности социально-профессиональной адаптации детей-сирот

Страница 1

Соотношение понятий адаптации и социализации различными авторами трактуется по-разному. В настоящее время распространены три позиции, характеризующие широту включения одного понятия в другое.

Адаптация - часть социализации. В.Д. Парыгин, придерживающийся этой точки зрения, к социализации относит «весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную следу». {LINKS}

Социализация и адаптация как единый процесс взаимодействия личности и общества. О.И. Зотова, И.К. Кряжева считают, что изменяющиеся условия жизни требуют не столько приспособления к ним, сколько развитие личности, обогащения человеческой индивидуальности в соответствии с тенденциями развития общества.

Социальная адаптация проявляет себя гак звено в механизме социализации в одних отношения, и в других - как деятельность, сопутствующая основной, биосоциальной адаптации (Л.Л. Шпак).

С точки зрения рассматриваемой проблемы постинтернатной адаптации следует помнить, что источником адаптации (или дезадаптации) является сам человек, особенности его личности - ценностные ориентации, задачи, цели, возможности достижения их в социальной среде. Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям социальной адаптации. И нарушения эти формируются в процессе усвоения социальных норм и ценностей, в процессе вхождения ребенка на каком-либо этапе его социализации в социальную среду. Следовательно, социализацию в этом контексте следует рассматривать как обязательный элемент развития, характеризующий включение его в социум

Благополучное прохождение индивидом всех основных этапов социализации предполагает формирование социальной адаптированности, позволяющей человеку «продуктивно выполнять свою ведущую деятельность, удовлетворять основные социогенные потребности, переживать состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей» (С.А. Беличева).

Социально-профессиональная адаптация – как целостный процесс социализации и профессионализации личности – отдельными авторами (В.Н. Антипенко, Н.Э. Касаткина, А.Д. Сазонов, Г.Г. Солодова, Т.М. Чурекова и др.) рассматривается как неразрывное единство процессов:

- социальной адаптации – приспособления к новому коллективу, кругу общения, новым общественным отношениям;

- адаптации к профессии – соответствие личных качеств человека требованиям конкретной профессии;

- социально-экономической адаптации – приспособления к существующим формам разделения труда, экономическим отношениям, новому экономическому и политическому статусу молодого человека.

Социально-профессиональная адаптация как характеристика особого этапа жизненного пути предполагает жесткую возрастную детерминированность. Возрастные особенности развития психики человека предопределяют закономерности образовательных процессов, функционирования системы образования в целом и отдельных ее элементов (школа, профессиональные учебные заведения любого уровня и т.д.), специфику профессионального квалификационного роста. Социологический подход к определению содержания социально-профессиональной адаптации и ее места в системе жизненного и профессионального самоопределения воспитанников ограничивает применение понятия «социально-профессиональной адаптации» периодом ранней юности субъекта. Большинство авторов, раскрывающих социологический аспект проблемы, рассматривают социально-профессиональную адаптацию как завершающий этап профориентации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Модель управления
В соответствии с принципами синергетики построена модель управления образовательным пространством. В этой модели целью управления является такое согласованное взаимодействие элементов системы, которое бы обеспечило и функционирование элементов и существование всей системы в целом, обеспечило сохран ...

Социальная педагогика
Социальная педагогика - отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией. Социальная педагогика включает в себя р ...

Грядущая реформа русской орфографии
Как известно, населению России грозит орфографическая реформа. Новый закон «О русском языке», проект которого ждет своей очереди в Думе, грозит уголовными наказаниями за безграмотность. Авторы этого законодательного акта не дали себе труда задуматься, что в стране уже действует мощная «орфографичес ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru