В качестве специфических особенностей социально-профессиональной адаптации детей-сирот мы выделяем следующие:
1. Психофизиологическое развитие детей-сирот часто отстает от развития детей, воспитывающихся в семьях. Следовательно, социально-профессиональная адаптация воспитанников, как часть общего процесса развития личности, также отстает от процессуальных и результативных этапов его формирования. Чтобы не допустить этого отставания, социально-профориентационная работа в интернатных учреждениях должна носить превентивный (опережающий, предупреждающий) характер. {LINKS}
2. Дети, которые имеют определенные недостатки в своем развитии, должны получать реабилитационную компенсаторную защиту. Эта защита может осуществляться путем общения с нормально развитыми детьми и путем тренинговых упражнений.
3. Воспитанники интернатных учреждений часто не могут реализовать важную потребность в любви и признании. Они обидчивы и легко ранимы. Поэтому воспитательная работа с ними должна быть пронизана добротой, гуманизмом, вниманием к личности каждого ребенка, предельной корректностью. Педагоги должны строго соблюдать принцип "не навреди". Он требует ориентации не столько на сохранение, сколько на развитие, на улучшение личности.
4. Ограниченность "пространства обитания", отсутствие важнейшего фактора выбора профессии - мнения родителей - обуславливают принцип перманентности, непрерывности профориентационного воздействия на воспитанников. Если это воздействие будет дискретным, прерывистым, то будет нарушаться логика процесса социально-профессиональной адаптации и не будет соблюдаться ведущий принцип воспитательной работы с детьми - принцип привентивности. В этом случае предыдущие воспитательные меры могут быть сведены на нет.
Все эти особенности должны учитываться в своей совокупности. Поэтому программа социально-профессиональной адаптированности воспитанников может быть определена как творческая превентивно-компенсационная.
Превентивно-компенсационная воспитательная работа способствует более раннему осознанному и самостоятельному выбору будущей профессии. Этот выбор стимулирует активность воспитанников в учебной и других видах деятельности, способствует формированию у воспитанников интернатных учреждений устремленности в будущее, жизненных и профессиональных планов, уверенности в своих силах и способностях.
Философское, социально-экономическое, психологическое и педагогическое рассмотрение проблемы формирования социально-профессиональной адаптированности выпускников сиротских учреждений в совокупности составляет теоретическую основу для ее решения.
Философское рассмотрение дает методологическое основание для решения этих проблем, среди которых важнейшими являются: специально организованная научно-практическая профориентационная деятельность; система взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека; непрерывность и преемственность, суть механизма которой состоит в том, что подготовка к социально-профессиональной адаптированности на каждом последующем этапе включает в себя общетеоретические и специальные знания и умения, полученные на предыдущем этапе; каждый последующий этап является развитием предыдущего с качественно новыми образованиями; каждый новый этап формирования социально-профессиональной адаптированности есть только условное дискретное образование в непрерывном процессе; деятельность интернатных учреждений содержит возможности для реализации проблем, которые необходимо решить на всех его этапах и др.
Великая педагогика:
Особенности развития экспрессивной лексики детей в
дошкольном возрасте
Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны), умение создавать разные типы связного высказывания происходит в период дошкольного детства. Эти достижения ребенка так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, граммати ...
Выявление уровней развития экспрессивной лексики
детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
Для оценки возможности обогащения экспрессивной лексики старших дошкольников, а в дальнейшем и для наполнения активного и пассивного словаря дошкольников экспрессивами, придающими разговорной речи «сочность» и насыщенность, используя средства народных сказок, нами были проанализированы количественн ...
Каким должен быть современный учебник
Современному учебнику как основному средству обучения учебнику должны быть присущи следующие функции: -информационная, -систематизирующая, -обучающая и контролирующая. Кроме того, ряд авторов выделяют воспитательную и развивающую функции учебника. Традиционно в отечественной дидактике принято счита ...