В работе с детьми ОНР столкнулись с такими трудностями: как нерешительность – дети избегают ситуаций устного опроса, отказываются от ведущих ролей в играх, не отвечают не вопросы, хотя знают верный ответ, в ситуации новизны проявляют тормозные реакции. Тревожность – дети неожиданно вздрагивают, ходят осторожно, стремятся быть поближе к взрослому. Скованность – дети не знают, чем заняться, говорят слишком тихо, темп действий замедлен, запаздывает при действиях по сигналу. Избегание умственных усилий – быстро устают от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу). Дефицит внимания – приходится словесно повторять задания по несколько раз, требовалось иногда сочетание слова с показом способа действия, переспрашивали условия выполнения задания. {LINKS}
Все это мешало успешной логопедической работе, поэтому работа велась в следующих направлениях:
привлечение психолога, психотерапия;
логопедическое воздействие специалиста;
коррекционная работа воспитателей - игротерапия (хороводные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры на стимуляцию гуманных чувств к самому себе, положительное подкрепление себя, игры на стимуляцию положительных эмоций у нерешительных детей, игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха, артикуляционной моторики, игры на развитие дыхания и голоса, игры по совершенствованию фразовой речи, способствующие нормализации темпа и плавности и т.п.)
максимальная помощь родителей;
индивидуальная работа - индивидуальная игротерапия.
Особенности детей данной группы привели к необходимости логопедизации всего педагогического процесса, всей жизни и деятельности детей, а также к некоторому смещению акцентов в коррекционно-воспитательной работе.
Все это послужило основанием для создания развивающе-коррекционной программы, которая получила название «Театральные логоминутки».
Цель программы – расширить развивающую речевую среду. Эта программа является дополнительной методико-коррекционной помощью для воспитателей, направленной на скорейшее устранение дефектов звукопроизношения, на закрепление в речи произнесения исправленных логопедом звуков, качественное и количественное обогащение словарного запаса; восстановление общего уровня психического развития.
Разрабатывая систему занятий для детей группы ОНР, ставилась цель решить следующие задачи:
оказать помощь в осознании своего реального «Я», повышение самооценки:
уменьшить внутренние конфликты, страхи, беспокойства, чувства вины;
повысить уровень самоконтроля над эмоциональным состоянием в ходе общения;
обучить приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения;
оказать помощь в раскрытии интеллектуального, творческого, нравственного потенциала;
развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
выработать координированные движения органов артикуляционного аппарата (положение губ, языка, зубов, щек);
развивать речевое дыхание, голос и дикцию;
развивать фонематическое восприятие и фонематические представления;
расширять лексический запас;
развить слуховое внимание и зрительную память;
совершенствовать общую и мелкую моторику рук;
Великая педагогика:
Возрастные особенности младших школьников
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится "общественным" субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка, перестраивается и во мн ...
Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе
Конкретизация деятельности специалиста по социальной работе вытекает из его основных функций. (по В.Г .Бочаровой, Е.И. Холостовой), которые раскрывают специфические особенности социальной работы как профессии. Диагностическая функция предполагает изучение социальным работником особенностей семьи, г ...
Театральная деятельность как средство воспитания и развития дошкольников
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе во ...