Пятый уровень. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Для диагностики уровня интеллекта детей использовались Цветные прогрессивные матрицы Равена (три серии по 12 заданий в каждой). Исследование проводилось индивидуально. Перед началом работы дети получали такую инструкцию: «Посмотри сюда. Ты видишь, что из этой картинки вырезан кусочек. Каждый из кусочков внизу имеет подходящую форму, чтобы заполнить вырез, но только один из них подходит по рисунку. Только один из кусочков правильный. Покажи, какой из них подходит, чтобы дополнить рисунок». За каждый правильный ответ ребенка начислялся один бал. Результаты оценивались в соответствии с таблицей 3.3. {LINKS}
Таблица 3.3.
Оценка результатов по Цветным прогрессивным матрицам Равена
|
Уровень |
Оценка результат |
Результат |
|
I |
Очень высокий |
более 95% правильных ответов |
|
II |
Высокий |
75% - 95 % правильных ответов |
|
III |
Средний |
25% - 75 % правильных ответов |
|
IV |
Низкий |
5% - 25 % правильных ответов |
|
V |
Очень низкий |
менее 5% правильных ответов |
|
+ |
Выше среднего |
Результат выше среднего значения по классу |
|
- |
Ниже среднего |
Результат ниже среднего значения по классу |
Кроме анкетирования и тестирования также использовался метод анализа школьной документации. Это метод был избран для того, чтобы определить школьную успеваемость. Успеваемость учебной деятельности школьников определялась по итоговым результатам успеваемости за первую четверть. Для этого был проведен анализ школьных журналов успеваемости учащихся класса. По каждому учащемуся был вычислен средний показатель успеваемости по всем учебным предметам, которые изучались.
В исследовании участвовали 9 девочек и 11 мальчиков. Учитель этого класса – опытный педагог с 15 – летним педагогическим стажем. Ведет свой класс с первых лет их обучения в школе.
Как было описано в предыдущем параграфе, для выявления ведущих мотивов учения нами был использован метод анкетирования.
Результаты анкетирования представлены в приложении В и таблице 3.4.
Таблица 3.4.
Ведущие мотивы учения учеников 2 класса
(обобщенные результаты)
|
№ |
Ведущие мотивы |
Количество учеников |
Процент |
|
1. |
Получения хорошей оценки |
1 |
5% |
|
2. |
Социальный |
2 |
10% |
|
3. |
Познавательный |
5 |
25% |
|
4. |
Перспективный |
2 |
10% |
|
5. |
Личностного роста |
- |
- |
|
6. |
Получения похвалы учителя |
1 |
5% |
|
7. |
Желание порадовать родителей |
4 |
20% |
|
8. |
Избегания наказания |
- |
- |
|
9. |
Не сформирован |
5 |
25% |
Великая педагогика:
Психологические характеристики отдельных сторон мотивационной сферы учения
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладеть школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически ...
Учебная деятельность: характеристика, психологическое содержание, структура
Как отмечают психологи, понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. Учебная деятельность, в широком смысле слова, иногда рассматривается как синоним понятия «научение», «обучение», «учение». Она трактуется как ведущий тип деятельности в возрастном периоде младшего школьника. В работах Д ...
Современное состояние проблемы изучения нарушений
письма и их коррекции
Для обозначения нарушений письма используется понятие «дисграфия». Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, ...