Период ожидания ребенка – счастливое время в жизни семьи. Много планов строят супруги, представляя будущего ребенка, ту радость и счастье, которое принесет с собой маленький член семьи. Но нет ни одной матери или отца, которые мечтали бы о рождении слепого ребенка. Поэтому известие о слепоте новорожденного является серьезным эмоциональным потрясением для всех членов семьи. Они оказываются неподготовленными к его воспитанию, и нужно время, чтобы родители приняли слепоту сына или дочери. Многое зависит от того, когда они узнали о слепоте ребенка.
{LINKS}При серьезных изменениях глазного яблока, преломляющих сред и других четких признаках поражения зрительного анализатора родители узнают о слепоте ребенка в первые дни после его рождения. Однако при поражении сетчатки и проводящих путей определить слепоту или степень остаточного зрения в первые дни жизни ребенка не может ни один врач. Только занимаясь с ребенком, играя с ним, родители начинают замечать, что малыш не реагирует на яркие предметы и игрушки. Обратившись к окулисту, родители узнают о слепоте ребенка, когда они уже не могут представить свою жизнь без этого беспомощного крошечного существа.
Слепой ребенок создает новые психологические условия в семье. Перед родителями возникает трудная задача преодоления эмоционального барьера неприятия слепого ребенка с тем, чтобы признать его членом своей семьи.
Чаще все же любовь и привязанность, возникающие у родителей к ребенку, помогают им преодолеть горе, реально взглянуть на специфические проблемы его воспитания в семье, познакомиться и овладеть специальными приемами и методами воспитательной работы.
Однако, тем кто ухаживает за незрячим ребенком, нужно быть готовым к тому, что у них может появиться ощущение, что ребенок ни на кого не реагирует. Незрячие не могут наблюдать за тонкими изменениями лицевой экспрессии заботящихся о них взрослых, не могут следить за их движениями. Тем самым эти дети лишены возможности получать информацию, которую зрячие младенцы используют для выработки собственных реакций.
У незрячих малышей избирательная, социальная улыбка появляется позже, чем у зрячих. При этом они улыбаются реже и менее заразительно, чем последние. У них бедная лицевая экспрессия. Однако они быстро осваивают широкий набор выразительных жестов, с помощью которых они сигнализируют о своих потребностях заботящимся о них людям. В конечном счете, они научаются адресовать и связывать эти сигналы с невидимыми для них людьми и предметами. Обучение родителей слепых детей тому, как улавливать и истолковывать сигналы рук, способствует налаживанию диалога родитель-ребенок, формированию привязанностей и всей последующей социализации.
Великая педагогика:
Экспериментальное исследование влияния регулирующей функции речи на развитие
произвольного поведения у детей с нарушением речи
Логика выпускного квалификационного исследования предполагает проведение экспериментальной работы. Цель проведения эксперимента: выявление влияния регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи. В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие з ...
Особенности развития физических качеств и двигательных навыков у школьников
с умственной отсталостью легкой степени
На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывают влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей. Психомоторное недоразвитие детей с ...
Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе
Конкретизация деятельности специалиста по социальной работе вытекает из его основных функций. (по В.Г .Бочаровой, Е.И. Холостовой), которые раскрывают специфические особенности социальной работы как профессии. Диагностическая функция предполагает изучение социальным работником особенностей семьи, г ...