Средство экологического образования

Страница 2

В экологическом воспитании большую роль играют методы и формы работы с детьми, с помощью которых через разные виды деятельности у них формируется осознанно-правильное отношение к природе. Экологическое воспитание может быть осуществлено методами, которые позволяют продемонстрировать дошкольникам приспособленность растений и животных к среде обитания, зависимость в природных сообществах, связь человека с природой. К таким методам относятся: систематизированное наблюдение, опытная работа, моделирующая деятельность, направленное общение, труд в природе. Игровая и изобразительная деятельность позволяют отразить эмоциональные переживания ребенка, связанные с восприятием природы и ее познанием. Возможности наблюдений дополняют методы опосредованного знакомства с природой: чтение художественной литературы, просмотр диафильмов, использование наглядных пособий. С их помощью дети выходят за рамки непосредственно воспринимаемого, существенно расширяют кругозор, знакомятся с необычными или недоступными для наблюдения явлениями. {LINKS}

Особое место в этом процессе может играть художественная литература, в частности, сказка. Литература стремится к сближению с естественными науками в точности отображения природы. Сегодня точные «прозаические мелочи» определяют и содержание, и поэтику художественного видения природы. Даже сказки начинают все больше цениться в зависимости от того, с каким «точным научным и вместе поэтическим знанием жизни природы, жизни леса, жизни зверя» они написаны. Так, через колыбельные песни, сказки, легенды ребенок впитывает народный «образ природы» и через народное мировидение воспринимает реальность. И это не случайно, потому что природа сродни искусству по способу воздействия на юную душу.

Сказка для детей заключает в себе огромные духовные богатства, которые могут служить делу воспитания и образования. Когда речь заходит об экологическом воспитании, то «мы не всегда до конца осознаем, что оно начинается с книги и в первую очередь с книги-сказки», - считает О. Покровская. Сказка помогает понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев-животных. Сказка чрезвычайно многообразна, поэтому ее можно классифицировать.

Основное деление – деление на сказки с чудесным содержанием, сказки бытовые и о животных. Выделяют и такое направление, как экологическая сказка.

Под ней подразумевается сказка, которая путем сказочных образов и сюжетов приводит ребенка к реальному пониманию природы, взаимоотношений в ней, а также отношений человека и природы. Благодаря ей, у детей происходит развитие интересов экологического характера, и ребенок целостно воспринимает окружающую его действительность, пытается адекватно ее оценить. Каковы же особенности экологической сказки? Характерной особенностью является сильно выраженная переработка материала, получаемого из природного окружения. Также следует выделить: схематичность изложения; отчетливую структуру, помогающую запоминанию; наличие ритмических мотивов в самой речи; сжатость, выражающуюся в быстром переходе от одного момента к другому, в быстром развитии действия и еще более быстром темпе при развязке.

Чем же определяется интерес детей к экологической сказке? Прежде всего, новизной сюжета, персонажами, самим действием, конечным результатом.

Элементами, из которых строится экологическая сказка, являются реальные предметы, взаимоотношения в природе. Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на его чувства. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те или иные явления в природе, учит детей научному видению природы, помогает раскрыть в занимательной форме сложные явления природы: многообразие форм приспособления живого организма к окружающей среде, взаимоотношения организма и среды и т.д. На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие живому и готовность сохранить его, умение видеть красоту природы в разных ее формах, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Таким образом, художественная литература, в частности, сказка, могут выступать действенным средством экологического воспитания детей-дошкольников, способствуя формированию у них знаний о природе, эмоционально-действенного, осознанного отношения к ней.

Страницы: 1 2 

Великая педагогика:

Живой уголок в кабинете биологии и рекомендации по его организации
В живом уголке в течение всего учебного года содержат растения: 1) комнатные, 2) дикорастущие травянистые (семенные и споровые), 3) культурные, выращиваемые из семян, корней, клубней и луковиц, 4) ветки деревьев и кустарников. Комнатные растения как многолетние и наиболее жизнеспособные в зимнее вр ...

Проблемы социализации детей-сирот
Рассматривая особенности социализации детей-сирот, необходимо определиться в понимании самого явления социализация. «Социализация (от лат. solialis - общественный) - процесс усвоения индивидуумом образцом поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного ...

Диагностика физической подготовленности
Комплекс контрольных упражнений и тестов для определения уровня физической подготовленности Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость. Для тестирования физических качеств дош ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru