Средство экологического образования

Страница 1

Вопрос изучения природы и экология стоят на первом месте среди всех проблем, волнующих человечество. Поэтому необходимо вносить в общество экологическую культуру, экологическое воспитание. Большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе. Между тем психолого-педагогические исследования последних лет позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления дошкольной педагогики, связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в дошкольном возрасте начать формирование экологической культуры.

Мир входит в жизнь детей постоянно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребёнка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребёнка и множество вопросов. Мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше. Наша задача помочь малышу проникнуть в суть доступных ему явлений.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное и эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Природа и игра, всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с жизнью детей. Зелёные леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки – всё это привлекает детей, радует их, даёт богатую пищу для их развития. Игры на берегу озера, в лесу, на лугу, уход и наблюдения за животными и растениями дают детям много радостных переживаний.

Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе. Окраска, форма, и запах цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами – всё это позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития эстетического чувства, сенсорного воспитания. В непосредственном соприкосновении с природой вместе с наблюдательностью развивается и любознательность. Усвоение детьми знаний должно быть тесно связано с развитием их познавательных способностей, логического мышления, внимания, речи. Для развития мышления и формирования основ материалистического миропонимания нужно знакомить детей с предметами и явлениями природы, приучить их искать объяснение наблюдаемых явлений и подводить детей к осознанию связей и отношений между ними.

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний и их закрепление в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребёнок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

Следует отметить, что дидактическая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т. д. Благодаря тому, что дидактическая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, куда он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретённый в ней, становится его личным достоянием, так как этот опыт, можно свободно применить и в других условиях.

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Обобщение опыта работы преподавателей по развитию орфографической зоркости у младшего школьника
Как научить правильно писать – эта проблема всегда волновала учителей и ученых. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы более осознанным и правильным. Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но ведь таких единицы. Известн ...

Описание наиболее интересных форм и методов организации учебного процесса
Так как Франция – одна из первых стран, начавших практиковать дистанционные методы обучения, то хотелось бы поближе познакомится формами и методами организации именно этого вида обучения. В этом разделе приводятся наиболее интересные формы организации дистанционного учебного порцесса. Учебные занят ...

Психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития учащего среднего школьного возраста
Говоря о ребёнке школьного возраста как активном, целенаправленном, внутренне мотивированном субъекте учебной деятельности, необходимо отметить, что этот возраст представлен, по меньшей мере, тремя разными возрастными группами, т.е. в качестве субъекта учебной деятельности выступает младший, средни ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru