Средство экологического образования

Страница 1

Вопрос изучения природы и экология стоят на первом месте среди всех проблем, волнующих человечество. Поэтому необходимо вносить в общество экологическую культуру, экологическое воспитание. Большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе. Между тем психолого-педагогические исследования последних лет позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления дошкольной педагогики, связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в дошкольном возрасте начать формирование экологической культуры. {LINKS}

Мир входит в жизнь детей постоянно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребёнка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребёнка и множество вопросов. Мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше. Наша задача помочь малышу проникнуть в суть доступных ему явлений.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное и эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Природа и игра, всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с жизнью детей. Зелёные леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки – всё это привлекает детей, радует их, даёт богатую пищу для их развития. Игры на берегу озера, в лесу, на лугу, уход и наблюдения за животными и растениями дают детям много радостных переживаний.

Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе. Окраска, форма, и запах цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами – всё это позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития эстетического чувства, сенсорного воспитания. В непосредственном соприкосновении с природой вместе с наблюдательностью развивается и любознательность. Усвоение детьми знаний должно быть тесно связано с развитием их познавательных способностей, логического мышления, внимания, речи. Для развития мышления и формирования основ материалистического миропонимания нужно знакомить детей с предметами и явлениями природы, приучить их искать объяснение наблюдаемых явлений и подводить детей к осознанию связей и отношений между ними.

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний и их закрепление в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребёнок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

Следует отметить, что дидактическая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т. д. Благодаря тому, что дидактическая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, куда он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретённый в ней, становится его личным достоянием, так как этот опыт, можно свободно применить и в других условиях.

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Значение, цели и задачи экологического воспитания детей
Экология как наука существует десятки лет. Не удивительно, что экология стала очень популярной в последние тридцать лет, когда во многих странах люди на себе почувствовали, что ухудшение состояния окружающей среды отрицательно влияет на здоровье людей и качество жизни. Это коснулось буквально всех ...

Методика организации и проведения подвижной игры
Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательност ...

Этапы и методы экспериментального исследования
С целью подтверждения гипотезы, мы выстроили структуру экспериментальной работы и исследовали педагогические условия, при которых развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию в старшем дошкольном возрасте будет являться наиболее эффективными. Экспериментальное исследование провод ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru