Целенаправленное формирование ценностно-нормативных представлений учащихся

Педагогическая информация » Предупреждение педагогической запущенности учащихся в школе » Целенаправленное формирование ценностно-нормативных представлений учащихся

Страница 4

Недостаточное внимание в школе уделяется формированию духовных потребностей и интересов учащихся и во внеклассной воспитательной работе. Контент-анализ планов воспитательной работы классных руководителей 8 - 10 классов показал, что в среднем за четверть проводится около 25 различных воспитательных мероприятий, и лишь 1-2 из них направлены на формирование духовных потребностей старшеклассников. Но даже и эти I - 2 мероприятия далеко не всегда соответствуют возрастным психологическим особенностям и интересам учащихся, носят формальный характер и не выполняют своей важной задачи по формированию духовной, внутренней культуры учеников.

Воспитательны и процесс в школе требует существенного пересмотра как своей организационной, так и содержательной стороны. При этом вряд ли поможет возвращение к идее "классной дамы", освобожденного классного руководителя, поскольку воспитание вне деятельностного подхода скорее всего превращается в надсмотр.

Однако, также очевидно, что и современный институт классных руководителей, функции и обязанности которых непомерно раздуты, не способен справляться с проблемами воспитания на современном уровне, В опытно-экспериментальной практике передовых школ ведется работа по поиску принципиально новых форм организации воспитательного процесса, по его профессионализации, с одной стороны, и разгрузки воспитателя от многочисленных и часто противоречащих друг другу функций - с другой,

В частности, в СШ № 16 г. Бобруйска (директор С. З. Ревзин) проводится социально-педагогический эксперимент, при котором отказались от института классных руководителей, введя вместо них четыре типа разных по своим воспитательным функциям должностей. Это руководители разновозрастных детских коллективов, объединенных по интересам, организаторы одновозрастных детских коллективов (организаторы классных параллелей), педагоги-психологи, специализирующиеся на проблемах индивидуализации учебно-воспитательного процесса, и социальные педагоги, работающие с детьми и родителями по месту жительства. Каждый учитель имеет возможность выбирать более близкий себе род воспитательной деятельности, углубляться и специализироваться в соответствии с ним, не оставляя при этом преподавания своего предмета и не отрываясь от учебного процесса. Такая организация воспитательного процесса позволяет более глубоко и профессионально реализовать как принцип индивидуального, так и деятельности ого подхода в воспитании, а также через систему разнообразных разновозрастных и одновозрастных коллективных связей создать в коллективе школы и по месту жительства учащихся воспитывающую среду, имеющую столь большое значение для формирования развивающейся личности. И вместе с тем" учитель, имея обозримый и относительно однородный круг своих обязанностей, не страдает перегрузкой и получает реальную возможность своего профессионального и личностного самосовершенствования, что в конечном итоге оказывается решающим фактором благотворного влияния школы на своих воспитанников.

Большие надежды и ожидания в повышении воспитательных возможностей современной школы возлагаются на психолого-педагогическую науку. Собирание по крупицам и научное осмысление опытов и педагогических находок реальной школьной практики поможет приблизить, как мечтал в своей знаменитой книге "Роза мира, Даниил Андреев, "век побед духовного просвещения, решающих завоеваний новой, теперь еще едва намечаемой педагогики. Если бы хоть несколько десятков школ было представлено в ее распоряжение, в них формировалось бы поколение, способное к выполнению долга не по принуждения а по доброй воле; не из страха, а из творческого импульса и любви, этом заключен смысл воспитания человека облагороженного образца"

Страницы: 1 2 3 4 

Великая педагогика:

Характеристика речевых и неречевых функций у дошкольников с общим недоразвитием речи
В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития (Левина Р.Е. 1968) необходимо проанализировать и те особенности, которые накладывает неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-во ...

Дошкольная педагогика
Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время существуют отрасли дидактики дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, международные стандарты предшкольного развития ребенка, теория и практика пр ...

Характер воспитания в первых христианских общинах
Первые христианские общины возникли в I веке в Антиохии. К концу первого столетия последователи нового учения уже были рассеяны по Малой Азии, Греции, Италии, по островам Средиземного моря и по северному берегу Африки, а около 200 года - уже по всем провинциям Римского государства. Через 300 лет по ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru