Государственный переворот 1917 года

Страница 2

В 20-х – начале 30-х годов получили распространение - рабочие книги, журналы-учебники и даже газеты-учебники. ЦК ВКП (б) в постановлении «Об учебниках для начальной и средней школы» (12 февраля 1933года) осудил такую практику подготовки учебников и обязал Наркомпрос РСФСР и ОГИЗ обеспечить издание стабильных школьных учебников. С этого времени в СССР ведётся систематическая работа по созданию и выпуску учебников, рассчитанных на их применение в течение длительного времени. В основе этой работы лежит указание В.И. Ленина о том, что « . главная задача всякого руководства: дать основные понятия по излагаемому предмету и указать, в каком направлении следует изучать его подробнее и почему важно такое изучение». Огромное значение для формирования теоретических основ и практики подготовки учебников имели многочисленные статьи, рецензии и выступления Н.К. Крупской по этим вопросам.

Советские школьные учебники являются средством осуществления учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой: систематического, прочного и сознательного усвоения знаний, формирования у школьников марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистической нравственности. Общий уровень подготовки по основам наук, воспитательный эффект обучения находятся в прямой зависимости от качества школьного учебника. Высокое качество учебника – это воплощение передовых методических идей, одна из основ эффективности учительского труда.

В практике подготовки и издания советского учебника сложились определенные принципы, как по их содержанию, так и по методическому построению, требования к языку, художественному оформлению, полиграфическому исполнению и гигиене издания. Содержание советского учебника определяется учебной программой. Основные требования, предъявляемые к школьному учебнику: знания должны раскрывать основы данной науки, всемерно содействовать воспитанию учащихся, формировать научное мировоззрение и готовить к практической деятельности, знания должны быть вполне доступны для учащихся данных возрастных групп.

В учебнике знания подаются в определенной методической обработке и методическом построении, которые обусловливают приёмы усвоения учащимися знаний и содействуют развитию их мышления и эмоций. Правильное методическое построение учебника (соотношение его компонентов – текстов, иллюстраций, аппарата) делает его содержание соответствующим целям и процессу усвоения знаний учащимися. Характерной чертой современного советского учебника является то, что он создаётся и используется как составная часть учебного комплекса (учебник – сборник задач и упражнений – книги для чтения и хрестоматии – справочники и словари – материалы для организации самостоятельной работы учащихся). Разработка учебных комплексов, превращение их в функциональное единство элементов (систему) создаёт новое качество, а сами элементы комплекса, прежде всего учебники, приобретают новые системные свойства. Учебник всё активнее выступает в роли интегрирующего и организующего средства.

Начавшееся в середине шестидесятых годов введение в советской общеобразовательной школе новых программ обусловило создание учебников, призванных привести уровень образования учащихся в соответствие с новыми задачами коммунистического строительства, с требованиями научно-технического прогресса. Над проблемами школьного учебника работают многочисленные научно-исследовательские педагогические центры, учебно-педагогические издательства, к составлению учебника привлечены видные учёные, писатели, художники. Наряду с развитием и совершенствованием теоретических основ и методики традиционных учебников появился новый вид учебной книги – Программированный учебник.

Учебную литературу, предназначенную для профессиональной подготовки и системы повышения квалификации, в том смысле, как это принято для средней общеобразовательной школы, учебником назвать нельзя, так как в большинстве случаев – это руководства, приближающиеся к производственной литературе и отвечающие практическим задачам подготовки квалифицированного работника.

Учебник для высшей школы в отличие от школьных, как правило, излагают не основы, а самую науку. Учебник для ВУЗов готовятся как по общенаучным дисциплинам, так и по многочисленным специальностям. Дифференциация наук, появление новых направлений приводят к относительно быстрому старению ВУЗовских учебников по специальностям, в дополнение к ним выпускаются различного рода учебные издания (лекции, семинары, избранные главы по той или иной научной теме).

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Организация исследования профессионального самоопределения старшеклассников
Проблема профессионального самоопределения носит фундаментальный характер, ибо она затрагивает общую проблему жизненного становления личности. Теоретический анализ литературы показывает, что на профессиональное самоопределение старшеклассника влияют социальные среды выбора профессии. Процесс выбора ...

Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности
Обычно, говоря об учебной деятельности, исследователи имеют в виду работу ученика в классе. Но организация учебной деятельности школьника включает наряду с классной его домашнюю, внеклассную и самостоятельную работу по предмету. Наименее изученной и, в то же время, представляющей наибольший интерес ...

Самостоятельная работа как средство формирования учебно-познавательной мотивации учащихся
Не вызывает сомнения тот факт, что залог успешного обучения школьников любой иностранному языку – это формирование у них учебно-познавательной мотивации. Только положительное отношение к учебной деятельности и наличие определённого уровня сформированности учебно-познавательных мотивов позволит обес ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru