Учебник во времена Петра I

Страница 2

Впоследствии эта устная договоренность обернулась для амстердамского негоцианта более чем щедрым контрактом - в 1700 году с ним была заключена пятнадцатилетняя концессия на исключительное право беспошлинной поставки в Россию учебников и всяких книг.

Сложно сказать, чем руководствовался будущий российский император, заключая столь кабальный для себя договор, ведь издание учебников не было, собственно, основным направлением деятельности гравера Тесинга. Очевидно, не смущало русского царя и то «незначительное» обстоятельство, что сам предполагаемый издатель многочисленных русских учебников по-русски не говорил. Впрочем, выход из столь щекотливой ситуации вскоре был найден: Ян Тесинг отыскал в Амстердаме некоего Илью Федоровича Копиевского, по-видимому, польского или литовского белоруса, кандидата-пастора реформатской веры, владевшего латынью, голландским, польским, немецким и отчасти русским языками, который и взялся подготовить к печати серию пособий для России. В 1699–1706 годах Копиевский действительно составил и частично издал 12 книг, из которых, надо сказать, в Россию попали не все.

По складу своего образования Копиевский был, по-видимому, барочным «дидаскалом» в духе Симеона Полоцкого, что не замедлило сказаться на качестве подготовленных им учебников. Так, уже первая составленная кандидат - пастором книга «Введение краткое во всякую историю» (Амстердам, 1699 год) отличалась чрезмерной расплывчатостью и, разумеется, была весьма далека от пособий того рода, которые хотел бы видеть в России Петр. Начнем с того, что пособие, в заглавии которого было заявлено намерение создать «ясное и совершенное руководство…для юношества» по истории от сотворения мира, имело в объеме 47 страниц. Большую часть их занимали хронологические таблицы правления иудейских, вавилонских, египетских, персидских, греческих и римских правителей – прочие исторические события, очевидно, показались автору малодостойными внимания. Впрочем, в последнюю главу своего исторического труда Илья Копиевский включил также некоторые сведения по географии. Читателю, в частности, сообщалось, что протяженность земной окружности составляет 5500 миль, в то время как диаметр Земли равен 1718 миль.

В том же году стараниями Копиевского увидело свет «Краткое и полезное руковедение в арифметику», значительную часть которого составляли басни Эзопа. Пожелание Петра видеть среди издаваемых книг руководства по военному делу призвано было удовлетворить «Краткое собрание Льва Миротворца, августейшего греческого кесаря, показующее воинских дел обучение», однако же перевод Копиевского, более напоминающий краткий пересказ, лишал книжку всяческих подробностей и делал абсолютно непригодной в качестве практического пособия по заявленному предмету.

В 1700 году Копиевский не поладил с Тессингом и завел собственную типографию, где была отпечатана «Латинская грамматика». Книга эта была куплена для своего училища пастором Глюком, который впоследствии жаловался на попадающиеся в ней многочисленные ошибки.

Еще через год Копиевский принимает участие в переводе «Книги, учащей морскому плаванию» ― извлечении или компиляции из трудов известного голландского математика Авраама де Графа. Впрочем, книга, прямое распоряжение о печатании которой Петр давал Тесингу еще во время своего пребывания в Голландии, в итоге оказалась весьма малополезной. Несмотря на наличие некоторых необходимых ученикам сведений – о компасе, сторонах света, а также опубликованную здесь первую карту Белого моря, в ней есть также весьма курьезные ошибки ― например, изображение плоскостной карты глобуса, имеющее форму ромба.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Направления воспитания толерантности у младших школьников в школесоциализация толерантность школьный возраст
Воспитание толерантности в школе у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс. Воспитание толерантности не может и не должно быть эпизодическим, оно даст хорошие всходы лишь в том случае, когда проблема воспитания толерантности будет решаться ежедневно ...

Диалог как первичная форма речевой коммуникации
Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих. Основной единицей диалога является диа ...

Теоретические основы современных технологий в образовании
Идея непрерывного образования может быть реализована в современных условиях, если и общеобразовательная, и высшая школы смогут эффективно решить задачи по передаче накопленного опыта молодому поколению: обучить методам работы с информацией, методам создания новых знаний, а самое важное — методам по ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru