Особенности правового воспитания младших школьников

Страница 1

Необходимость образования в области прав человека признается мировым сообществом как важнейший элемент утверждения общечеловеческих ценностей, духовного и нравственного развития личности. Знание своих прав и свобод, умение их реализовать, защитить, четкое понимание единства личной свободы и ответственности составляет основу правовой культуры. Признание необходимости правового просвещения нашло свое отражение в письме Министерства Образования Российской Федерации «О повышении правовой культуры и образования учащихся».

Родители и ближайшие родственники закладывают в ребенке нравственный фундамент, на котором формируются элементы правосознания. Часть родители воспитывают в ребенке этические, культурные и нравственные чувства, мало уделяя внимания воспитанию патриотизма и права. «Родители и воспитатели должны вообще обращать серьезнейшее внимание на развитие в детях сильной и живой правовой психологии: им следует заботиться о внушении детям не только нравственности, но и права; при том важно развитие, так сказать, обеих сторон права, внушение прав других и их святости, сильного уважения к ним. Надлежащее развитие сознания и уважения, чужих прав дает твердую опору для надлежащего, отдающего должное отношение к ближним (в том числе для надлежащего уважения к личности других); развитие сознания собственных прав сообщает воспитаннику надлежащее личное достоинство и связанные с этим черты характера (открытость, прямоту…). Воспитание «без права» дает в результате отсутствие прочной этической почвы и гарантии против житейских искушений, а что касается специально отношения к человеческой личности, чужой и своей, то естественный продукт такого воспитания – «рабская душа» и вместе с тем неуважение чужой личности, деспотизм и самодурство».

Если не вводить правовое воспитание на самых ранних стадиях школьного образования, человек станет жертвой бытового правовоспитания, основными категориями которого является народная «мудрость», передаваемая из поколения в поколение. Родители с крайне низким уровнем правосознания не могут воспитать своих детей в духе права. Даже в семье дети видят неправовую сторону отношений. В семье, бытовых, уличных отношениях дети видят разрешение вопросов с точки зрения силы. Как гласит японская народная мудрость – там, где права сила, нет силы права. Отсюда и закладывается в сознании граждан «опыт», выраженный в устном народном творчестве, фольклоре: пословицы типа: Закон - дышло: куда хочешь, туда и воротишь, Суд что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет, Суды да пересуды доведут до остуды, Тяжбу завел - стал, как бубен, гол и мн. др. А раз так говорит народ – значит, так оно и есть! Это в большей мере относится к глубинке РФ. Такие «мудрости» искоренить из языка не возможно – да и не нужно этого делать, нужно выводить их из убеждений народа путем доказательной демонстрации их ошибочности.

Но народ действительно мудр – и он создал не только отрицательные образы, но и убедительные положительные мнения о праве: Правда всегда перетянет, Правда суда не боится, Судья праведный - ограда каменная, Закон не кол - не обтешешь. Если бы в умах закреплялись только такие положения – ситуация была бы куда лицеприятнее.

Интересны, все-таки взгляды, выраженные в народных пословицах – некоторые из них разработаны и обоснованы теоретически в правовой идеологии. Проф. В.Д. Попков указывает на такие примеры: «Закон назад не пишется» соответствует правовому положению «Закон обратной силы не имеет», пословице «Незнанием закона никто не отговаривайся!» соответствует правовой принцип «Нельзя ссылаться на незнание закона».

После того, как ребенок вышел из семьи и попал в ситуацию, когда необходима социализация – его воспитанием занимаются уже обученные профессионалы.

Для того чтобы прививать дух права, создавать правосознание должно быть уважение прав ученика в школе. Многие школы создают свой уклад таким, чтобы он был олицетворением правового сообщества. Уклад школы, а не изучение предметов дает ученику возможность прожить десятилетие своей жизни в правовой безопасности и уважении его детского достоинства. Это и есть, по мнению учителей, правовое воспитание. Для того чтобы осуществить это, необходимо дать право ученикам управлять своей жизнью в школе.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Определение исходного уровня сформированности коммуникативных умений старших дошкольников в совместной взросло-детской деятельности
Для подтверждения теоретических положений нашего исследования был проведен психолого-педагогический эксперимент в двух старших группах на базе МБДОУ центр развития ребенка детский сад первой категории № 81 «Мальвина» г. Сургута Тюменской области ХМАО – Югры. Исследованием было охвачено на этапе кон ...

Теоретическая модель Молодежного кампуса временного пребывания для выпускников сиротских учреждений, оказавшихся в сложной жизненной ситуации
Одним из средств подготовки к самостоятельной и семейной жизни мы видим в усилении роли проживания учащихся-сирот в социальной гостинице, которую мы представляем структурным подразделением разработанной нами теоретической модели «Молодежный кампус». Молодежный кампус временного пребывания создается ...

Предмет теории вероятностей
Теория вероятностей возникла в середине XVII в. Первые работы по теории вероятностей, принадлежащие французским учёным Б. Паскалю и П. Ферма и голландскому учёному X. Гюйгенсу, появились в связи с подсчётом различных вероятностей в азартных играх. Крупный успех теории вероятностей связан с именем ш ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru