Профессионализм в социальной работе: сущность, факторы формирования

Педагогическая информация » Введение в социальную работу » Профессионализм в социальной работе: сущность, факторы формирования

Страница 1

На современном этапе формирования и развития социальной работы серьезное внимание уделяется проблеме становления профессионализма социальных работников, расширения целостной сущности кадрового потенциала социальных служб и путей его усиления, подготовки и переподготовки различных категорий социальных работников.

Профессиональная социальная работа специалистов различного профиля – это адекватная реакция на социально - экономическую и духовно-нравственную ситуацию, сложившуюся в современных условия в Беларуси, а ее назначение – помогать и восстанавливать взаимовыгодное взаимодействие между личностью и обществом для улучшения качества жизни каждого.

Востребованность такого подхода очевидна. В Республике за последние годы значительно выросла сеть социальных служб: территориальные центры социального обслуживания населения функционируют практически в каждом районе. В Витебской области, к примеру, их насчитывается 27. Вместе с тем не все социальные службы имеют достаточный кадровый потенциал.

Понятие «профессионализм в социальной работе» получило распространения не сразу. Еще в начале ХХ в. утверждалось, что социальная работа – это не профессия, а социальный работник – это второстепенная должность, которую легко может освоить практический каждый человек. Однако постепенно статус и социальной работы и самого социального работника изменился. Значительно повысился авторитет профессии, ее роль в общественном сознании, что нашло отражении в научных исследованиях, социальной практике, разработке нормативно-законодательной базы во многих странах мира: США, странах Европы и актуализировало проблемы формирования профессионализма у специалистов по социальной работе.

Профессионализм в социальной работе выступает в качестве сущностной характеристики таких специфических видов деятельности, как социальное обслуживание, социальное образование, социальное исследование, социальная реабилитация и др. и трактуется как высокий уровень знаний, умений и навыков специалиста, которые обеспечивают квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем.

Профессионализм характеризуется наличием у специалиста:

--профессионального призвания;

--глубокой мотивацией к выполнению труда;

--духовно-нравственных качеств, склонности к работе с людьми;

--профессионального мастерства;

--профессиональных знаний, умений и навыков;

--объективно-критического отношения к своей деятельности.

Нужно отметить, что нет единого подхода к определению профессионализма. Разные исследователи выделяют те или иные компоненты профессионализма. Так, социологи акцентируют внимание на таких составных компонентах профессионализма как: профессиональные ценности, профессиональное призвание, способы социального действия, глубокая мотивация к профессиональной деятельности социального работника, профессиональная подготовка, профессиональное мастерство, профессиональная культура, трудовые навыки, квалификация.

Педагоги, основополагающими элементами профессионализма считают мотивационно - ценностное отношение к профессии, профессиональное сознание и самосознание, профессионально обусловленные качества и свойства личности, готовность к профессиональной деятельности.

Психологи уделяют внимание таким аспектам становления профессионализма социальных работников как престижность профессии; профессиональное мастерство; социальная престижность и успешность профессиональной деятельности; знания, умения и навыки профессиональной деятельности; определенные индивидуально-психологические свойства и состояния личности социального работника; направленность личности. На этой основе они выделяют три компонента профессионализма: профессионализм собственно деятельностный, профессионализм собственно личностный и профессионализм по отношению к другому.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Формы мышления
В психологической науке различают такие формы мышления, как: · понятия; · суждения; · умозаключения. Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие — это форма мышления, в которой отра­жаются общие и притом существенные свойства предметов и яв ...

Мотив как побуждающая сила деятельности
Рассматривая мотивацию человека как психологический феномен, ученые столкнулись со многими трудностями. Прежде всего возникла терминологическая неясность: одинаково и даже как синонимы употребляются термины. «Мотивация» используется даже охотнее, так как, понимая под ней процессы детерминации актив ...

Проблема качества образования как проблема контроля и оценки образовательной деятельности
Сегодня большинство стран Центральной и Восточной Европы, в том числе и Россия, выработали основы политики контроля и оценки образовательной деятельности в рамках глобальной реформы систем образования своих стран. Эти страны приступили к определению норм (стандартов) при разработке программ обучени ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru