Социальная работа как специфическое общественное явление

Педагогическая информация » Введение в социальную работу » Социальная работа как специфическое общественное явление

Страница 2

Английские ученые Ш. Рамон и Т. Шанин определяют социальную работу как « организацию личностной службы помощи людям, которая основана на альтруизме и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также, по возможности, кардинально разрешить эти проблемы». {LINKS}

Как общественный феномен социальная работа направлена на решение таких проблем как социальная безопасность и социальная справедливость, охрана здоровья, защита и поддержка маргинальных слоев населения, борьба с преодолением различных социальных недугов (алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение и др.). Ее суть как общественного феномена состоит в объединении усилий общества в целях поиска механизмов взаимодействия в разрешении глобальных социальных проблем, выработки согласованных действий против политики, подрывающей сам характер благосостояния общества.

Как вид общественной деятельности,социальная работа имела различные формы и номинации, в разные исторические эпохи в разных культурах. Так, в Древней Греции социальная помощь была известна как филантропия в Риме – как народные традиции. Народы Латинской Америки- древние инки- процесс помощи и взаимопомощи определяли как минка, а языческие славянские племена как «слепня».

В разных странах филантропия проявлялась, прежде всего, в формах милостыни и общественного призрения

Милостыня – древнейшая форма проявления гуманного отношения к человеку, выражение сострадания убогим и нищим в виде подаяния им денег или иных материальных средств существования. Она имела сугубо индивидуальный характер, зависящий от личностных свойств подающего милостыню. Отличительным свойством милостыни, как первичной формы благотворительности, было и то, что она носила неорганизованный характер. Постоянные и щедрые подаяния способствовали развитию профессионального нищенства.

Призрение – внимание, участие, сочувствие, милосердие; предоставление кому-либо приюта и пропитания; благосклонное внимание, отношение, покровительство. Возникновение призрения как социального института связывают на Руси с началом христианства и строительством церквей и монастырей. В отличие от милостыни призрение осуществляется государством, церковью, обществом (общественное призрение) и распространяется прежде всего на тех, кто действительно в нем нуждается, носит более организованный характер, поскольку его субъектом являются государство и другие социальные институты.

В последующем понятие «социальная работа» претерпевает существенные изменения и особенно в странах Западной Европы. Так, во Франции с Х1 по ХУП вв. деятельность по оказанию помощи нуждающимся определяется как благотворительность (в узком смысле благотворительность трактуется как оказание помощи частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам населения; в широком смысле – безвозмездная деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и духовных ценностей для удовлетворения насущных потребностей человека, социальных слоев населения, попавших в сложную жизненную ситуацию.), а с ХУШ по ХХ вв. как «содействие », аналогичное по своему семантическому значению славянскому «призрение».

Впервые в мировой социальной практике это понятие появилось в конце Х1Х века в наиболее развитых в индустриальном отношении странах, прежде всего США. Однако, в качестве признанного социального института и профессии особого рода социальная работа оформилась лишь в 20-30-е годы ХХ века.

В первой половине ХХ в. происходит изменение понятия «социальная работа». Так, деятельность по оказанию поддержки и защиты человека, попавшего в сложную жизненную ситуацию, определяется как «помощь, поддержка» и только с середины 50-х годов, она, как и во многих странах Западной Европы получает универсальное название «социальная работа».

Дефиниция «социальная работа» в обозначении профессии впервые появилась в США в начале ХХ века. По мнению основоположников новой профессии слово «социальное» в определении профессии подчеркивает участие социальных сил, формирующих жизнь человека.

Слово «работа» явилось ответом на самые слабые стороны благотворительной деятельности многих филантропических организаций, заключавшихся в отсутствии четкости, организованности, обязательности.

Страницы: 1 2 

Великая педагогика:

Психофизиологические особенности развития ребенка 6-7 лет
В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Организм дошкольника развивается очень интенсивно. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменя ...

Методы контроля знаний учащихся
В практике среднего образования используются различные методы текущего и итогового контроля за качеством знаний учащихся. Чаще всего используются различные формы устного опроса и проведение письменных контрольных работ. Устные методы контроля пригодны для непосредственного общения учителя со школьн ...

Самостоятельная работа как средство формирования учебно-познавательной мотивации учащихся
Не вызывает сомнения тот факт, что залог успешного обучения школьников любой иностранному языку – это формирование у них учебно-познавательной мотивации. Только положительное отношение к учебной деятельности и наличие определённого уровня сформированности учебно-познавательных мотивов позволит обес ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru