Английские ученые Ш. Рамон и Т. Шанин определяют социальную работу как « организацию личностной службы помощи людям, которая основана на альтруизме и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также, по возможности, кардинально разрешить эти проблемы». {LINKS}
Как общественный феномен социальная работа направлена на решение таких проблем как социальная безопасность и социальная справедливость, охрана здоровья, защита и поддержка маргинальных слоев населения, борьба с преодолением различных социальных недугов (алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение и др.). Ее суть как общественного феномена состоит в объединении усилий общества в целях поиска механизмов взаимодействия в разрешении глобальных социальных проблем, выработки согласованных действий против политики, подрывающей сам характер благосостояния общества.
Как вид общественной деятельности,социальная работа имела различные формы и номинации, в разные исторические эпохи в разных культурах. Так, в Древней Греции социальная помощь была известна как филантропия в Риме – как народные традиции. Народы Латинской Америки- древние инки- процесс помощи и взаимопомощи определяли как минка, а языческие славянские племена как «слепня».
В разных странах филантропия проявлялась, прежде всего, в формах милостыни и общественного призрения
Милостыня – древнейшая форма проявления гуманного отношения к человеку, выражение сострадания убогим и нищим в виде подаяния им денег или иных материальных средств существования. Она имела сугубо индивидуальный характер, зависящий от личностных свойств подающего милостыню. Отличительным свойством милостыни, как первичной формы благотворительности, было и то, что она носила неорганизованный характер. Постоянные и щедрые подаяния способствовали развитию профессионального нищенства.
Призрение – внимание, участие, сочувствие, милосердие; предоставление кому-либо приюта и пропитания; благосклонное внимание, отношение, покровительство. Возникновение призрения как социального института связывают на Руси с началом христианства и строительством церквей и монастырей. В отличие от милостыни призрение осуществляется государством, церковью, обществом (общественное призрение) и распространяется прежде всего на тех, кто действительно в нем нуждается, носит более организованный характер, поскольку его субъектом являются государство и другие социальные институты.
В последующем понятие «социальная работа» претерпевает существенные изменения и особенно в странах Западной Европы. Так, во Франции с Х1 по ХУП вв. деятельность по оказанию помощи нуждающимся определяется как благотворительность (в узком смысле благотворительность трактуется как оказание помощи частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам населения; в широком смысле – безвозмездная деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и духовных ценностей для удовлетворения насущных потребностей человека, социальных слоев населения, попавших в сложную жизненную ситуацию.), а с ХУШ по ХХ вв. как «содействие », аналогичное по своему семантическому значению славянскому «призрение».
Впервые в мировой социальной практике это понятие появилось в конце Х1Х века в наиболее развитых в индустриальном отношении странах, прежде всего США. Однако, в качестве признанного социального института и профессии особого рода социальная работа оформилась лишь в 20-30-е годы ХХ века.
В первой половине ХХ в. происходит изменение понятия «социальная работа». Так, деятельность по оказанию поддержки и защиты человека, попавшего в сложную жизненную ситуацию, определяется как «помощь, поддержка» и только с середины 50-х годов, она, как и во многих странах Западной Европы получает универсальное название «социальная работа».
Дефиниция «социальная работа» в обозначении профессии впервые появилась в США в начале ХХ века. По мнению основоположников новой профессии слово «социальное» в определении профессии подчеркивает участие социальных сил, формирующих жизнь человека.
Слово «работа» явилось ответом на самые слабые стороны благотворительной деятельности многих филантропических организаций, заключавшихся в отсутствии четкости, организованности, обязательности.
Великая педагогика:
Подготовка детей-сирот к будущей жизнедеятельности
Подготовка к самостоятельной взрослой, семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социализация и интеграция в современное общество после выпуска из детского дома является серьезной и актуальной, как в теоретическом, так и в практическом плане. Одним из важнейших условий ...
Народная сказка как средство обогащения
экспрессивной лексики старших дошкольников
Народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могучим средством формирования образности речи. Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка ...
Арифметические действия в начальном курсе математики и методика их изучения
В течение всех четырех лет начального обучения ведется работа по формированию у детей понятий о натуральном числе и арифметических действиях. С самого начала это делается в неразрывной связи с рассмотрением различных случаев практического применения этих понятий, с работой, направленной на усвоение ...