Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Педагогическая информация » Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста » Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Страница 2

Оригинальность образа, продукта детской деятельности, - показатель творческого воображения. В то же время следует помнить, что детский рисунок при всех его достоинствах - это не произведение искусства. Он не может удивить нас глубиной мысли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа.

Умение и желание ребенка смотреть на мир своими глазами обуславливает и другую особенность детского рисунка - реализм. Не случайно многие исследователи детского рисунка (В.М. Бехтерев, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, В.С. Мухина и др.) отмечают его реалистическую направленность, стремление адекватно отразить предметы и явления окружающего мира.

По мнению Г.Г. Григорьевой, по направленности детский рисунок можно отнести к сфере реалистического искусства. По уровню возможного развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте в силу ограниченных психофизических возможностей ребенка не может быть в полной мере реалистической.

Н.П. Сакулина утверждает, что по отношению к детскому рисунку можно говорить лишь о тенденциях к реализму, приближении к возможно большей правдивости и полноте изображения. Однако при любом, даже очень малом объеме изобразительных умений ребенок должен уметь и иметь возможность выражать свои чувства, впечатления свободно, использовать их самостоятельно и творчески действовать.

Таким образом, мы выявили, что многие исследователи по-разному оценивают детский рисунок, но все они сходятся во мнении, что он своеобразен и оригинален по своему содержанию.

Г.Г. Григорьева выделила следующие задачи, обучения дошкольников сюжетному рисунку:

1. Формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям, людям, их деятельности и взаимоотношениям; способствовать формированию у детей нравственной, эстетической позиции.

2. Развивать у ребят стремление поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка (мотив деятельности).

3. Формировать у детей желание и умение принимать от взрослого и самому ставить соответствующие цели (темы) и задачи.

Развивать у детей умение замысливать образ, определяя заранее содержание и некоторые способы изображения.

Обучать дошкольников некоторым доступным способам изображения сюжетного образа:

а) приемам создания простейших композиций (расположению изображений на плоскости листа);

б) учить изображать в рисунке главное, то есть те пред меты и персонажи, которые выражают содержание данной темы, позволяют сразу же определить содержание изображения (средняя, старшие группы);

в) учить передавать в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве (старшие группы);

г) направлять детей на передачу действия через изображение движения, динамики, поз, деталей (со средней, но, в основном в старших группах).

Обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимым для выполнения сюжетного рисунка.

Развивать у ребят понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения, формировать у них желание и в дальнейшем по возможности потребность в наблюдении с целью последующего изображения.

Побуждать детей к самостоятельности (творчеству) в замысливании образа: поиске своеобразного содержания, применении адекватных, разнообразных средств выразительности: композиции, колорита и др.

Учить детей чувствовать выразительность образа, побуждать к эмоциональному отклику на него, подводить к пониманию зависимости выразительности образа от используемых средств, способов изображения, т.е. формировать способность художественного творческого восприятия рисунков.

В процессе изучения программ по воспитанию и обучению в детском саду мы проанализировали, как эти задачи реализовываются.

В программе "Детство" в разделе "Изобразительное искусство и художественная деятельность детей" в основном внимание уделяется развитию необходимых для сюжетного рисования изобразительных навыков (изображать предмет близкого, среднего и дальнего планов, линию горизонта; совершенствовать умения выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами). Недостатком данных задач является то, что отдельно не выделена задача по развитию творчества и воображения, не указаны, какие средства выразительности необходимо использовать при создании рисунка, задачи даны обобщенно, отсутствует конкретизация этих задач.

В программе "Радуга" работа с детьми по изобразительной деятельности осуществляется по двум направлениям:

в процессе эстетического восприятия природы, красивых предметов и произведений изобразительного искусства (Раздел "Красота в жизни и изобразительном искусстве")

на занятиях по рисованию и лепке и в процессе свободной деятельности (Раздел "Рисование и лепка")

Достоинством данной программы является то, что содержание охватывает все стороны жизни ребенка в детском саду (занятия, свободная деятельность и т.д.), обучение и развитие происходит не только в специально отведенное время, но и на протяжении всей деятельности ребенка. В программу включены также подразделы "О влиянии одного цвета на другой", "Цвет и свет", которые содержат информацию по развитию цветовосприятия, что очень важно для развития детского творчества.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Технические средства для облегчения ориентировки незрячих
Создано большое количество различных технических средств, которые могут помочь незрячему в ориентировке и мобильности в пространстве. Технические средства передвижения делятся на пассивные (различного вида локаторы) и активные (трости); на средства обнаружения и средства индикации. К средствам обна ...

Живой уголок в кабинете биологии и рекомендации по его организации
В живом уголке в течение всего учебного года содержат растения: 1) комнатные, 2) дикорастущие травянистые (семенные и споровые), 3) культурные, выращиваемые из семян, корней, клубней и луковиц, 4) ветки деревьев и кустарников. Комнатные растения как многолетние и наиболее жизнеспособные в зимнее вр ...

Мировоззрение. Схоластика как широкое интеллектуальное движение, как ведущий метод обучения
На рубеже античного и средневекового мира складывается патристика — корпус христианского вероучения, оформленный отцами Церкви — Августином (354-430), Иеронимом (342-420), Амвросием Медиоланским (339-397), Григорием I Великим (540-604). До Возрождения (нач. XIV в.) средневековая культура определяла ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru