Содержание понятия детского творчества

Страница 3

На основании вышеизложенного, мы делаем вывод, что анализ развития воображения дошкольного возраста рассматривается целостно, как некоторый единый этап. Внутри этого этапа отмечаются постепенные изменения: обогащение образов воображения, проявляющееся в постоянном усложнении сюжетов рисунков, игр, рассказов, и выделения собственной деятельности воображения, когда ребёнок направленно фантазирует, хорошо отделяя образы реальности от образов фантазий. {LINKS}

Воображение является основой творческих способностей, психической деятельностью человека, позволяющей ему создавать новое и оригинальное на основе имеющегося опыта. Воображение входит в любой трудовой процесс, является необходимой стороной любой творческой деятельности.

Способности к любой деятельности есть у каждого человека, но в зависимости от врожденных задатков уровень их развития у всех разный. Самой высокой ступени развития могут достичь люди одаренные, талантливые, имеющие благоприятное сочетание разнообразных задатков. К тому же, о способностях нужно говорить, имея в виду их переплетенность с задатками, их постоянное развитие в деятельности, их проникновение в ядро структуры личности.

Психологический словарь дает такое определение задатков: это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. То есть задатки - это качества, благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности. Без соответствующих задатков хорошие способности невозможны, но задатки это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно появятся хорошие способности. Люди отличаются друг от друга по своим задаткам, и этим объясняется то, почему при равных условиях обучения и воспитания у одних людей способности быстрее развиваются, достигают, в конечном счете, более высокого уровня, чем у других.

Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно.

Творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого - либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий акт, по педагогическому словарю, характеризуется как прорыв в неизвестное, выход из тупиковой ситуации таким образом, что появляются новые возможности в развитии, будь то собственное, личностное развитие человека, развитие искусства, совершенствование производства или рынка сбыта.

Творческому акту предшествует длительное накопление соответствующего опыта, который проявляется в умениях, знаниях и навыках; постановка задачи; проработка всевозможных её решений. Творческое мышление в своем развитии проходит несколько этапов. Основой творческого мышления от рождения является природный фактор, это, прежде всего, безусловный ориентировочно-исследовательский рефлекс, которым обладают все нормальные дети. В младенческом и раннем детстве элементы творческого мышления начинают формироваться с развития эмоций и чувств, с окружающего мира, манипуляций с предметами окружающего мира, где они начинают самостоятельно решать практические задачи на наглядно - действенном уровне мышления, методом проб и ошибок на интуитивно - действенном уровне.

Второй этап формирования творческого мышления начинается с сенситивного периода "почемучек", когда у детей начинает формироваться познавательный интерес к окружающему миру. В этот период у детей начинают формироваться воображение и творческая игра. Ребенок сам начинает манипулировать образами, формировать новые образы. На основе воображения начинает развиваться визуальное мышление. Поэтому для детей в учебно-воспитательный процесс нужно включать задания, задачи, упражнения, игры, направленные на развитие творческого воображения.

Творчество детей дошкольного возраста понимается как умение, приобретаемое в процессе воспитания и обучения, не только воссоздавать наблюдаемое, но и преобразовывать воспринятое, внося свою инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого, то есть умение не только копировать, но и реконструировать. Такое определение впервые дала Е.А. Флерина. По ее мнению, под развитием детского творчества понимается процесс овладения ребенком под влиянием воспитания и обучения все более высокими изобразительными умениями. Этот процесс протекает неравномерно, при непрерывном взаимодействии и борьбе различных тенденций, формирующих его.

Изучение детского творчества Е.А. Флериной показывает, что один и тот же ребенок одновременно обнаруживает различные "стадии" для творчества не только в разных материалах, но и в одном и том же материале, в зависимости от конкретного содержания изображаемого. Например, на одном и том же рисунке одни предметы - любимые, часто наблюдаемые и изображаемые - оказываются нарисованными лучше, другие хуже.

Творчество у ребенка проявляется не только тогда, когда он сам придумывает тему своего рисунка, но и тогда, когда создается изображение по заданию педагога, если предоставляется возможность определять композицию, выразительные средства изображения, внесение интересных дополнений. Для малыша проявлением творчества является изменение величины предмета, с дополнением какой-либо детали. Творческим проявлением можно считать и изменение изображения в цвете.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Мировоззрение. Схоластика как широкое интеллектуальное движение, как ведущий метод обучения
На рубеже античного и средневекового мира складывается патристика — корпус христианского вероучения, оформленный отцами Церкви — Августином (354-430), Иеронимом (342-420), Амвросием Медиоланским (339-397), Григорием I Великим (540-604). До Возрождения (нач. XIV в.) средневековая культура определяла ...

Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе
Поскольку дети младшего школьного возраста имеют свои психологические особенности, о которых говорилось выше, то методы и приемы на уроках в младшей школе должны носить специфический характер, в частности на уроках должны сочетаться различные виды деятельности учащихся, вводиться элементы игры, что ...

Основные средства морально-нравственного воспитания в этнопедагогике
Исследователи выделяют ряд факторов народного воспитания: природа, игра, слово, труд, общение, традиции, искусство, религия, пример-идеал, каждый из которых способствует нравственному воспитанию. Важная особенность этнопедагогики - ее природосообразность, возникает благодаря естественности народных ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru