Своеобразие развития сенсорных функций обуславливает особый характер у незрячих детей. У них наблюдается более высокая степень асимметрии в развитии движений левой и правой руки. Развитие функциональной асимметрии в движениях рук имеет компенсаторное значение. Правая рука при утрате зрения исполняет главным образом двигательные функции, в то время как левая рука осуществляет преимущественно функции самоконтроля и самооценки. У зрячих функции самоконтроля выполняет зрение. Разделение функций правой и левой руки позволяет осуществлять контроль по ходу выполнения движений. В процессе обучения в связи с трудовой и игровой деятельностью правая рука более совершенствуется в исполнительных функциях, а левая – в контрольных оценочных функциях. В связи с этим точность движения правой руки по мере обучения повышается. У маленьких незрячих детей нужно развивать кинестетическое чувство, путем тренировки на моделях заданных движений. Сначала взрослые выполняют эти движения вместе с ними, позднее ребенок учится каждому движению отдельно, которые затем будут связываться между собой. Цель этого - формирование внутреннего ощущения движения. Незрячий ребенок начинает движение с приобретением опыта о собственном теле, поэтому все действия и движения нужно сопровождать речевыми комментариями: „Поднимаем руку вверх, вниз, вперед, назад и т.д.”, то же нужно говорить о движениях головой, ногами, туловищем. Также ребенок должен чувствовать внутренне то движение, которое он совершает по отношению к неподвижному предмету. Например: скольжение по полу, проведение рукой по стене, по перилам, и т.д.Нужно иметь в виду также движения тех предметов, к которым он не может прикоснуться (движение машины) и предметов, движущихся по кругу или вращающихся.Если ребенком усвоены внутренне эти движения, то позднее он может отождествлять эти движения с предметами реальной жизни, недоступными ему (движение самолета, машины и т.д.).
Великая педагогика:
Модели личностно-ориентированного подхода в обучении русскому языку
1. Модульное обучение и его элементы активно используются в практике преподавания русского языка. Модульное обучение базируется на деятельностном подходе к обучению: только то учебное содержание осознано и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий. Модульное об ...
Дошкольная педагогика
Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время существуют отрасли дидактики дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, международные стандарты предшкольного развития ребенка, теория и практика пр ...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся по
иностранному языку на среднем этапе обучения
В §2 главы 2 были названы некоторые типичные недостатки в организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. Анализ методической литературы по данной проблеме, а также практические наблюдения позволили предположить, что работа по устранению этих недостатков и созданию предпосылок дл ...