Понятие метапознания

Страница 2

Метакогнитивная активность субъекта может быть направлена на следующие основные сферы:

1. Познавательная сфера.

2. Эмоциональная саморегуляция.

3. Воспроизведение опыта.

4. Мониторинг среды.

Методология исследования метапознания является на современном этапе еще достаточно слабо разработанной. Это обстоятельство определяется двумя основными причинами: относительной молодостью самого направления метакогнитивизма и особенностями исторического развития этого направления. Основные методологические проблемы рассматривались «ранними» авторами, в основном, – до начала 1990-х гг. (Борковский, Браун, Флейвел). Впоследствии метакогнитивное направление разделилось на большое количество различных течений, исследующих, в основном, прикладные аспекты метапознания в тех или иных сферах человеческой деятельности. Это и обусловило снижение интереса к общеметодическим и методологическим вопросам исследования метакогнетивных феноменов.

На современном этапе сложились следующие основные методы и методические подходы, посредством которых проводится изучение метакогнитивной сферы личности:

1. Классический метод «мышления вслух».

2. Метод «клинической беседы» Ж. Пиаже для изучения генезиса метапознания у детей.

3. Метод феноменологического анализа метакогнитивного опыта.

4. Метод Дж. Келли для исследования метакогнитивных конструктов и особенности организации когнитивного опыта у метакогнитивно одаренных людей.

5. Опросник «метакогнитивной включенности в деятельность».

6. Метод Д Эверсон, основанный на сочетании задач с мышлением в слух и последующим применением опросника на уровень метакогнитивной включенности в процесс решения.

7. Шкала «самооценки метакогнитивного поведения» (ЛаКоста).

Классификация основных направлений метакогнетивных исследований, предложенная Т Нельсоном и Л. Наренсом:

Первая категория включает процессуальные исследования когнитивного мониторинга. В рамках этого направления изучаются знания субъекта об особенностях своего мышления и то, в какой степени и как точно он может отслеживать свои познавательные процессы и ту информацию, которую он получает.

Вторая категория охватывает изучение закономерностей «саморегуляции мыслительных процессов в условиях меняющихся требований проблемной ситуации» (Клюве). Организация этих исследований предполагает использование задач, в которых заложены как определенные требования к мышлению, так и необходимость гибкого использования метакогнитивных стратегий.

Третья категория направлена на изучение взаимосвязи и взаимодействия процессов мониторинга и регуляции. В рамках экспериментов от испытуемых требуется отслеживать процесс актуализации информации в ходе решения задачи и затем использовать знания об особенностях актуализации для регуляции процессов памяти. Целью данных исследований выступает поиск ответа на вопрос о том, как метастратегии, регулирующие познавательный процесс могут улучшить интеллектуальную деятельность и как соотносится знание об особенностях познавательных процессов с их эффективностью. Кроме того, еще одной целью является выявление представлений людей относительно их памяти, которая является необходимой для выполнения задачи на запоминание.

Четвертая категория включает в себя работы, в которых изучалось то, как данные метапознавательной теории можно применить в образовании. Эти исследования сосредоточились на фундаментальном вопросе: может ли улучшить результаты обучения, обучение метапознавательным процессам? В целом показано, что ответ на данный вопрос должен быть положительным. [8; 35–38]

Анализ основных подходов к исследованию метакогнитивных феноменов свидетельствует об очень большом разнообразии школ, направлений, подходов, которые различаются между собой весьма существенно, а нередко – приобретают диаметрально противоположный характер (рассмотрение метакогнитивных способностей как врожденных, либо как приобретенных). Такое разнообразие существующих подходов, а также большой диапазон их различий – отличительный признак всех, действительно, фундаментальных общепсихологических проблем.

Страницы: 1 2 

Великая педагогика:

Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам
В данном параграфе предпринята попытка рассмотрения психолого-педагогических основ использования проектной методики с учётом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе, который включает следующие положения: роль ИЯ как учебного ...

Развитие количественных представлений у детей посредством литературных представлений
Как уже отмечалось ранее развитие у ребенка элементарных математических представлений проходит легче и эффективнее при использовании различных художественных произведений и игр на них основанных. Приведем несколько примеров: Задачи в стихах Задачи в стихотворной форме всегда нравятся ребятам больше ...

Тенденции реализации амерканской модели обучения в ВУЗЕ
Американская система высшего образования представляет собой трехступенчатое формирование. Первая ступень завершается получением степени бакалавра, вторая — мастера (магистра), и третья — докторской степени. Во многих американских вузах не нужно подавать документы на какой-то конкретный факультет. Д ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru