Организация исследования профессионального самоопределения старшеклассников

Педагогическая информация » Самоопределение старшеклассников » Организация исследования профессионального самоопределения старшеклассников

Страница 1

Проблема профессионального самоопределения носит фундаментальный характер, ибо она затрагивает общую проблему жизненного становления личности.

Теоретический анализ литературы показывает, что на профессиональное самоопределение старшеклассника влияют социальные среды выбора профессии. Процесс выбора включает: профессиональную направленность личности, склонности, намерения и т. п.

Так же анализ литературы показал, что традиции, сложившиеся в изучении профессионального самоопределения старшеклассников, не дают полных представлений о влиянии различных социальных сред на развитие личности старшеклассников. В этом процессе решающее значение принадлежит социально-педагогическому воздействию. Профессиональное самоопределение в соединении с подготовкой к труду, формированием соответствующей мотивации является одной из основных задач социальных педагогов. Социальные педагоги обеспечивают профессиональную направленность воспитательного процесса, для более полного раскрытия индивидуальных интересов, способностей и склонностей старшеклассников

Одним из отправных моментов теоретического обоснования социально-педагогической помощи является концепция педагогики социальной работы, где социальное воспитание трактуется как педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая старшеклассникам при профессиональном самоопределении.

В литературе выявляются три крупных научных подхода к проблеме самоопределения - психологический, социологический и психолого-культурологический, каждый их которых отражает различные аспекты, важные для понимания феномена самоопределения. В рамках данных подходов значительная исследовательская литература посвящена вопросам, затрагивающим рассмотрение форм и механизмов личностного самоопределения. Однако, отметим, что в центре внимания исследований находится, как правило, содержание отдельных структурных элементов форм и механизмов личностного самоопределения, тогда как вопрос их комплексного изучения и взаимозависимости в рамках социальных пространств не затрагивается. Это и определило направленность настоящего исследования.

Оценка состояния готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению определяется совокупностью критериев. Критериями профессионального самоопределения личности выступают, прежде всего, обоснованный выбор конкретной сферы труда и осознание своего места в жизни. В то же время осознанный подход личности к выбору профессии и стабильность этого выбора будут зависеть от степени сформированности личностных качеств, таких, как целеустремленность, уверенность в себе, в своих знаниях, умениях; развитый самоконтроль и др.

Следовательно, на процесс профессионального самоопределения будет оказывать влияние, с одной стороны, развитость профессиональных склонностей, позиций и представлений личности, сознательное усвоение знаний о мире труда и осознание последствий выбора конкретной профессии, а с другой стороны, уровень сформированности осознанной психической саморегуляции и особенности ее функционирования, выступающие как фактор оптимизации и стабилизации процесса профессионального самоопределения на всех его этапах.

Наиболее эффективными средствами для выявления и оценки готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению являются анкетирование старшеклассников, их родителей и последующий анализ анкет; специальные диагностические методики, предлагаемые разными авторами, информация о профессиях, учебных заведениях, рынке труда. Оценка уровня и динамики сформированности готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению позволяет эффективнее осуществлять педагогическое сопровождение этого процесса. Результаты работы со старшеклассниками фиксируются в портфелио ученика.

Зрелый выбор старшеклассника, соответствующий индивидуальным способностям и потребностям, возможностям и уровню его практической подготовки, предполагает, что учащийся осознает свои жизненные цели и планы, верно, оценивает возможность их реализации через сделанный выбор.

Важно добиться того, чтобы уже в школе старшеклассники могли сделать правильный выбор своего будущего направления в жизни. Индивидуальный профессиональный план – это заключительный этап профессионального самоопределения школьников, содержащий в себе осознанный выбор профессии и возможных путей ее приобретения.

В связи с этим нами проведена экспериментальная работа, целю, которой является подтверждение или опровержение гепотизы: профессиональное самоопределение старшеклассников будет зависеть от социальной среды, степени сформированности личностных качеств и социально-педагогической помощи.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Технология эвристического обучения
Технология эвристического обучения представлена обзором главы из книги А. В. Хуторского «Эвристическое обучение: теория, методология, практика». Такой подход нам представляется более целесообразным: он выстраивает систему базовых концептуально значимых положений, необходимых для конструирования тех ...

Опыт использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в старших классах
Анализ литературных источников показал, что часто используемые компьютерные технологии представляют собой информационные аудио- и видеопрограммы, динамические иллюстративные материалы. Применяя компьютерные технологии, учитель делает акцент на возможность их комплексного использования, т.е. на сост ...

Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам
В данном параграфе предпринята попытка рассмотрения психолого-педагогических основ использования проектной методики с учётом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе, который включает следующие положения: роль ИЯ как учебного ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru