Организация исследования профессионального самоопределения старшеклассников

Педагогическая информация » Самоопределение старшеклассников » Организация исследования профессионального самоопределения старшеклассников

Страница 2

Для достижения цели перед нами предстояло решить ряд задач:

провести диагностические мероприятия с целью:

выявление самоопределение (беседа-опрос)

выявление ценностных ориентаций (методика М. Рокича)

составить программу социально-педагогической помощи в профессиональном самоопределении старшеклассников

реализовать программу социально-педагогической помощи и дать оценку эффективности программы

Исследование проводилось среди обучающихся средней общеобразовательной школы № 4 г. Благовещенска. В исследовании приняло участие 48 человек 16-17 лет, обучающихся в 11 классах. Исследование проводилось в рамках оказания социально-педагогической помощи обучающимся в профессиональном самоопределении. Проведению исследования предшествовала беседа с подростками с целью разъяснения направленности и задач проводимой работы. Особый акцент при этом был сделан на формировании личной заинтересованности старшеклассников в объективных результатах исследования (через разъяснение возможностей использования полученной в результате диагностики информации в целях выбора профиля обучения в 10-11 классах или другого учебного заведения для продолжения образования после 9 класса). Диагностическим мероприятиям также предшествовало объяснение старшеклассникам порядка и сроков проведения планируемого исследования. Диагностические мероприятия проходили анонимно.

Методы исследования:

опрос

анкетирование

тестирование

интерпретация и обработка результатов

Для характеристики социально-психологических условий личностного самоопределения старшеклассника мы диагностировали качественные характеристики личностного самоопределения старшеклассника, выявили их личностные особенности. Определили влияние социальной среды на профессиональное самоопределение. Диагностика в ходе констатирующего эксперимента исходила из выделенных критериев, уровней и показателей личностного самоопределения старшеклассника. С позиции личностного подхода к процессу профессионального самоопределения – мы исходили из формирования профессиональных намерений под влиянием общего развития и первоначальной ориентировки в различных сферах труда.

Исследование велось с использованием разработанных анкет и стандартных методик.

1) Для выявления самоопределения с выбором профессии со старшеклассниками проводилась индивидуальная беседа-опрос по профессиональному самоопределению.

Разработанная анкета позволит собрать информацию о профессиональном самоопределении выпускников, определить факторы, влияющие на профессиональное самоопределение, а так же послужит основанием для составления программы социально-педагогической помощи старшеклассника в профессиональном самоопределении.

2) Что бы определить сформированность личных качеств была применена методика определения ценностных ориентаций М. Рокича.

С помощью методики мы определили влияние личностных качеств на профессиональное самоопределение. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции.

Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

По словам М. Рокича, задача исследователя заключается в том, чтобы в каждом случае уловить индивидуальную закономерность субъективного структурирования испытуемым своей системы ценностных ориентаций. Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Экспериментатор должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Содержательно-методическая характеристика программных продуктов по математике
В этом параграфе мы проведем содержательно-методический обзор конкретных программных продуктов, разработанных для математики основной школы. Последовательность обзора определяла популярность использования данного материала в учебном процессе и целесообразность работы с данным материалом при проведе ...

Методика изучения курса «Страноведение». Материки, океаны и страны
В соответствии со Стандартом основного общего образования, в котором определён обязательный минимум географического содержания, и согласно новой концепции среднего географического образования курс 7 класса открывает страноведческий блок школьной географии. В Стандарте основного образования этот сод ...

Методы использования межпредметных связей на уроке музыки
В первой главе были рассмотрены вопросы о роли межпредметных связей на современном уроке и наиболее важные моменты по проблеме формирования интереса. Задачи исследования – соединить эти понятия в единое целое, как систему формирования интереса к предмету «Музыка». Любой материал предлагаемый педаго ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru