Характеристика студентов ВУЗа и разработка рекомендаций по формированию будущих специалистов по направлениям

Педагогическая информация » Роль психологических аспектов педагогического процесса в формировании будущего специалиста » Характеристика студентов ВУЗа и разработка рекомендаций по формированию будущих специалистов по направлениям

Страница 8

Воспитание — это целенаправленный, специально организованный педагогический процесс взаимодействия педагога со студентами, организация разнообразной деятельности с целью формирования у них политических, нравственных, эстетических, физических качеств, развития их способностей и духовных сил, становления отношений с окружающим миром и людьми.

Воспитание - сложный педагогический процесс, связанный с деятельностью субъектов этого процесса, с их активностью. Он предполагает изменения в интеллектуальной, эмоциональной, физической сферах личности, ее обогащение и совершенствование. В нем принимает заинтересованное участие студенческий коллектив.

Существуют общие концептуальные положения, ориентация на которые способствует повышению продуктивности воспитательного процесса.

1. Преподаватели ВУЗов делятся на три категории. Одни вообще отрицают необходимость специально организованной воспитательной работы со студентами. Другие полагают, что она должна осуществляться в процессе обучения в соответствии с воспитывающей функцией. Третьи считают, что в условиях ВУЗа есть необходимость в такой работе, так как учебный процесс не дает возможности решить многие задачи воспитания.

Внеаудиторная воспитательная работа со студентами должна восприниматься как самостоятельная категория, связанная с учебным процессом. Воспитание и обучение имеют общую цель — формирование личности будущего специалиста. Но воспитание не продолжает учебный процесс, его нельзя сводить к дополнительным занятиям. Оно лишь опирается на общую с обучением цель и призвано своим содержанием, методами и организационными формами реализовать собственную цель, содействовать духовному и физическому развитию студентов, формированию индивидуально и социально значимых качеств. Воспитание содействует становлению человека.

2. Воспитательная работа в ВУЗе, воспринимаемая как самостоятельная категория, руководствуется собственной целью - разностороннее развитие личности будущего специалиста с опорой на ее индивидуальность. Частично эта цель реализуется и в процессе обучения, но лишь частично, так как обучение имеет свою цель, оно ограничено рамками учебных планов и программ, спецификой его организации. А внеаудиторная воспитательная работа обладает всеми возможностями для осуществления этой цели, которая фактически представляет сложный целевой комплекс, состоящий из многих конкретных взаимосвязанных педагогических целей. Их реализация способствует разностороннему развитию личности студентов.

3. Продуктивность воспитания студентов находится в пропорциональной зависимости от наличия или отсутствия системы в этом процессе. Некоторые преподаватели считают, что система воспитания студентов в ВУЗе функционирует, и включают в нее следующие компо­ненты: учебный процесс, внеаудиторную воспитательную работу, деятельность общественных организаций и студенческих формирований по интересам, микроклимат ВУЗа. Однако реальность вузовской жизни показы­вает, что эти разноплановые компоненты часто не систематизированы, используются эпизодически. Исследо­вания доказывают, что при педагогической систематизации всех средств, имеющихся в высшей школе, эффективность воспитательного процесса повышается.

Более сложной задачей является превращение ВУЗа в воспитательную систему. Это означает, что в нем все - от вестибюля и до аудиторий - должно воспитывать всех и каждого: студентов, преподавателей, посетителей, что в нем витает своеобразный «воспитывающий дух». О таком микроклимате нравственно-эстетического характера мечтали многие руководители учебных заведений, но создать его удалось не всем. Более вероятна реализация этой идеи в масштабе факультета.

Если воспитание становится функцией всего социального организма ВУЗа, можно говорить о создании упорядоченной воспитательной системы . Она имеет свою логику функционирования и развития, самоорганизации и саморегуляции. Следует иметь в виду, что воспитательная система сама по себе не предполагает немедленных положительных изменений, но это важный шаг к появлению благоприятных условий для существенных преобразований в воспитании, профессиональной подготовке будущих специалистов.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Великая педагогика:

Художественно-педагогический потенциал уроков тематического рисования как средства приобщения школьников к национальной культуре
Предметный мир, окружающий человека, всегда несет на себе следы его трудовой, преобразующей деятельности. Общество, в котором мы живем, должно заботиться об образованности подрастающего поколения, стремиться приобщать молодежь к ценностям культуры и искусства народа, формировать активную жизненную ...

Система начального образования
В Нидерландах все дети от 6 до 16 лет обязаны посещать школу. Первая ступень обучения - базовая школа или начальная школа (большое количество детей посещают ее уже с 4 лет), где обучение проводится до 12-13 лет. Эти школы невелики, с численностью от 100 до 500 учащихся. Система реформирования начал ...

Опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении
«Волшебный край!» - так когда-то называл театр великий русский поэт А.С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников В.Г. Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. Чувства великого поэта и выдающего критика разделяют и взрослые ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru