способность делать учебный материал доступным;
творчество в работе;
педагогически-волевое влияние на учащихся;
способность организовать коллектив учащихся;
интерес и любовь к детям;
содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность; {LINKS}
педагогический такт;
способность связать учебный предмет с жизнью;
наблюдательность;
педагогическая требовательность;
К сопутствующим свойствам личности педагога относятся: организованность, трудоспособность, любознательность, самообладание, активность, настойчивость, сосредоточенность и распределение внимания.
Исследуя природу и генезис профессионального самосознания личности, О.В.Москаленко рассматривает четыре генеральных фактора:
Мотивация к достижению высокого уровня профессионального мастерства;
Профессиональное субъективно-ориентированное обучение;
Направленность личности на овладение данной профессией;
Оптимальный временной промежуток.
По степени влияния на результативность формирования оптимума профессионального самосознания ведущее место занимает мотивация (30%), степень влияния обучения (26%), направленности личности (28%), времени (16%).
Приведем часть сводной таблицы иерархии факторов формирования оптимального уровня профессионального самосознания для генерального фактора мотивации (факторы сгруппированы по убыванию степени значимости).
|
Фактор |
Влияние фактора на результативность |
Место фактора по значимости |
|
Генеральный фактормотивация к достижению профессионального мастерства Интерес к профессии. Профготовность, устойчивая направленность профессиональных интересов |
0,95 |
1 |
|
Профессиональное самоопределение |
0,94 |
2 |
|
Выбор профессии |
0,93 |
3 |
|
Принятие профессиональной роли |
0,92 |
4 |
|
Повышение самооценки |
0,91 |
5 |
|
Мотив достижение карьеры |
0,90 |
6 |
|
Мотив самосовершенствования |
0,98 |
7 |
|
Ценностные ориентации профессиональной деятельности |
0,88 |
8 |
|
Планирование изменений в системе мотивации достижения |
0,87 |
9 |
|
Наличие идеально образа "Я-профессионал" |
0,86 |
10 |
|
Осознание характера профессиональной деятельности |
0,85 |
11 |
|
Анализ профессиональной деятельности с точки зрения самой личности |
0,84 |
12 |
|
Значимость профессиональных параметров |
0,83 |
13 |
|
Потребность в самоутверждении |
0,82 |
14 |
|
Потребность в достижении, новаторстве и овладении инновационной деятельностью |
0,81 |
15 |
|
Потребность в признании |
0,80 |
16 |
|
Потребность в утверждении себя в своем мнении |
0,79 |
17 |
|
Осознание себя членом группы, профессионального сообщества в будущем |
0,78 |
18 |
|
Экологические условия региона, в котором предполагается профессиональная деятельность |
0,77 |
19 |
|
Санитарно-гигиенические условия производственной деятельности |
0,76 |
20 |
Великая педагогика:
Педагогический стиль и его влияние на межличностные отношения и
психологический климат в коллективе класса
В свое время А. С. Макаренко отмечал, что одной из главных задач педагога, воспитателя является организация детского коллектива, развитие детских органов самоуправления, создание ближайших и дальних перспектив коллективного развития, создание мажорного тона в коллективе, т.е. обеспечение психологич ...
Содержание образовательного процесса
В соответствии с п.5 ст.14 и п.2.6 ст.32 Закона Российской Федерации «Об образовании» каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, принимает и реализует образовательные программы. Образовательная программа учреждения – документ, определяющий содержание образования определенного у ...
Воспитание в римских школах
От первых двух веков римской истории не осталось никакого свидетельства относительно обучения детей. Первое известие о школе относится к 449 году до Р. X Обычай учреждения школ перешел к римлянам от этрусков. Первые школы в Риме были делом частной предприимчивости. Практический склад римского народ ...