Таким образом, в период возрастного кризиса ребенок часто становится трудновоспитуемым. Правда, не у всех детей это бывает так явно и ярко выявлено, как в только что приведенном выше примере. У некоторых детей кризисные явления бывают мало заметны. Как же следует вести себя воспитателю? Конечно, он должен менять систему взаимоотношений, сложившихся в эволюционный период развития ребенка и искать иных методов воздействия на него. Показательным примером может являться подростковый возраст, который почти на всем его протяжении многие психологи считают критическим. Новый тип отношений с подростком требует от взрослого признания его права на относительно большую самостоятельность и независимость (в поведении, в планировании времени, в организации деятельности), постепенно освобождая от мелочной опеки, излишнего контроля, назойливого руководства. Но не может быть и речи об отмене руководства вообще. В руководстве он особенно нуждается. Но надо отказаться от категорических распоряжений и приказов как основного метода общения. О справедливости такого подхода свидетельствует и высказывание одного подростка, записанное В. А. Крутецким: «Я и сам теперь довольно взрослый и терпеть не могу покровительственного отношения и назидательного тона взрослых. Пожалуйста, советуй, но советуй, как равному; требуй, но требуй, как от большого; наказывай, если провинился, но не как маленького. А то: «Сядь на отдельную парту, а после уроков придешь извиняться!» Что я, первоклассник, что ли?!» Подросткам нужны не скучные нотации и надоедливые поучения, а искренние, задушевные беседы, полезна ясная, глубоко продуманная логическая аргументация, а главное — организация правильного нравственного опыта, убеждающего в справедливости нравственных норм и необходимости им следовать в повседневной жизни. {LINKS}
Уже краткое изложение основных закономерностей психического развития ребенка, подростка и юноши показывает, что многие трудности в их поведении могут быть поняты, устранены или значительно облегчены, если будут приняты во внимание особенности развития на каждом возрастном этапе. Что же такое возраст? Как можно контролировать и управлять возрастным развитием?
Великая педагогика:
Диагностика уровня толерантности у младших школьников
В анкетировании приняли участие учащиеся 4 класса, в количестве 26 человек, их родители, в количестве 26 человек и педагоги, в количестве 5 человек. Для диагностики уровня толерантности у младших школьников было проведено анкетирование Я.А. Батрак «Анкеты самооценки навыков толерантного поведения м ...
Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития
современной семьи
Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. Но в отличие от других социальных коллективов - производств ...
Изучение сформированности творческой активности у учащихся подросткового
возраста
Экспериментальное исследование проводилось на бае Апастовской средней школы. В исследовательской работе приняли участие 49 учащихся 6-7 классов. Исследование проводилось в течение 2007-2009 учебного года в естественных условиях, в 4 этапа: На первом этапе (декабрь 2007г. - февраль 2008 г.) исследов ...