Психолого-педагогические и социальные факторы формирования трудновоспитуемости в начальной школе

Педагогическая информация » Формы и методы воспитания трудных детей в начальной школе » Психолого-педагогические и социальные факторы формирования трудновоспитуемости в начальной школе

Страница 3

Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении такого ученика.

Здесь мы не будем указывать всех причин, вызывающих трудности в воспитании. Полезнее конкретизировать сказанное выше при анализе определенных категорий «трудных» учащихся.

Для успешного перевоспитания «трудных» школьников совершенно необходимо прежде всего узнать закономерности душевного развития растущего человека. Дать подробное изложение этой проблемы мы не можем. Поэтому отсылаем читателей для получения углубленных знаний к учебникам и учебным пособиям по возрастной психологии. Мы же ограничимся сжатым описанием основных закономерностей психического развития ребенка.

Имеются две тенденции, направления в понимании сути развития: диалектическое и метафизическое, антидиалектическое. Для последнего характерно понимание развития как увеличения или уменьшения, как повторения.

Остановимся на том, как метафизика повлияла на трактовку понимания психического развития ребенка. Так, многие родители и некоторые воспитатели и сегодня понимают ребенка как маленького взрослого. Психика его якобы принципиально не отлична от психики взрослого. Просто у него всего мало по сравнению со взрослыми: меньше объем внимания, меньше запоминания, меньше понимания и т. д. С возрастом все это увеличивается. Подобная точка зрения неверна, т. к. нельзя все развитие свести лишь к количественно измеряемым изменениям ряда психических функций человека. Психика ребенка обладает значительным своеобразием на каждом этапе онтогенеза.

Понимание развития как повторения нашло в психологии выражение в теории рекапитуляции: прижизненное развитие психики ребенка повторяет этапы развития мира животных и человека. Ребенок, дескать, последовательно проходит через уровень млекопитающего, затем возрасты: шимпанзеобразный, дикаря, патриархально-родового строя, античного человека, феодала, современной цивилизации. Эта концепция оценивается большинством современных исследователей как ошибочная. Ведь ребенок не проходит через какие-либо неизменные, застывшие стадии. Он значительно изменяется под влиянием общественно-исторических условий. Так, психологи обнаружили, что современный младший школьник обладает зачатками теоретического мышления, которое можно и нужно успешно развивать в период обучения в начальной школе. Точно так же каждый исторический период вносит свои изменения в сознание и поведение школьника. Например, подростки 50-х годов отличаются от своих теперешних сверстников рядом важных психологических качеств, как положительных, так и отрицательных. «Трудный» ребенок тех лет имел ряд своих особенностей в отличие от «трудного» учащегося настоящего времени. Подробно речь об этом пойдет ниже.

Отечественные психологи исходят из диалектического понимания развития. Применительно к проблеме психического развития ребенка это означает, во-первых, что каждый возрастной этап не сводится к чисто количественно измеряемым изменениям в сознании и поведении учащихся, а приводит к качественным переменам в психике. Поэтому дети подчас лучше понимают друг друга, чем их взрослые воспитатели. Это прекрасно показано в сказке Сент-Экзюпери «Маленький принц». Ее герой с первого взгляда понял детский рисунок автора, чего не смогли правильно сделать более старшие люди (удав, проглотивший слона, а не шляпа). Происходит это потому, что, находясь на качественно иной стадии возрастного развития, взрослые многое забывают из своего детства или истолковывают прошлые факты с позиции своего возраста. А между тем педагогически не подготовленные родители очень часто оценивают поведение своих детей, пользуясь критерием: «а как бы я поступил на их месте в период моего детства?» Это часто недостаточный подход не только в силу изложенных выше причин, но и потому что существуют разные варианты возрастного развития. Дети далеко не всегда похожи на своих родителей. Решить проблему помогает чтение психологической и педагогической литературы и постоянное наблюдение за школьником. В противном случае возникают трудности в общении с ребенком.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Проблема качества образования как проблема контроля и оценки образовательной деятельности
Сегодня большинство стран Центральной и Восточной Европы, в том числе и Россия, выработали основы политики контроля и оценки образовательной деятельности в рамках глобальной реформы систем образования своих стран. Эти страны приступили к определению норм (стандартов) при разработке программ обучени ...

Анализ фразеологизмов английского языка с компонентами – зоонимами и их эквивалентов в русском языке
Фразеологизмы английского языка с компонентами – зоонимами Развитие многозначности зоонимов осуществляется путём переноса значения, названия. Исторически вторичные значения являются переносными, часто и фигуральными, но многие из них в настоящее время уже не осознаются в своих исходных качествах. С ...

Технология коллективной мыследеятельности
Д. Г. Левитес в 1990 году познакомился с технологией коллективной мыследеятельности (КМД) в Нижнем Новгороде на семинаре. Автор этой дидактической системы — профессор К. Я. Вазина, заведующая кафедрой «Деятельность» Нижегородского межобластного института повышения квалификации работников профтехобр ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru