Жанры сюжетной живописи

Страница 2

Выставлялся с 1925 года в Швейцарии, Германии, Турции, Италии, Испании, Иране, США.

Работы художника снискали восторженную оценку в нацистской Германии как произведения «истинно арийского искусства». Имя Мусаева, лично знакомого с Адольфом Гитлером и Лени Рифеншталь, в советское время находилось под запретом. Встречавшийся с Мусаевым во время одной из многочисленных зарубежных поездок Расул Гамзатов назвал художника «блудным сыном Дагестана». {LINKS}

Творчеством Мусаясула были очарованы в разное время три принцессы: Австро-Венгерская, Германская и Египетская. Они искали встречи с ним, приглашали к себе во дворцы, посещали его мастерскую – позировали. Египетская принцесса Мелекки выхлопотала Халил-Беку, возводившему свою родословную к царю Дарию, персидское дворянствоКартины Мусаева находятся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (США), в собраниях Германии. Часть произведений художника в 1990-х годах вернулась в Дагестан, где создан музей Халил-Бека Мусаева, основан его фонд. Одна из улиц Махачкалы названа его именем, выпущена его автобиографическая книга «Страна последних рыцарей» (Махачкала, 1999). В Метрополитан-музее в знак признания вклада Мусаясула в мировую культуру выставлены слепки рук живописца. Кроме него, из деятелей российской культуры этой чести удостоен только Рахманинов.

Основоположником дагестанской советской живописи явился Муэддин Араби Джемал (Мухутдин Абдул-Меджидович Джамалов), который начал свое творчество рано и и пробуждение его таланта было типично для процесса выдвижения в начале XX века первых национальных художников, находившихся "под влиянием русской культуры и мечтавших о профессиональной учебе.

Его ранние эпические работы: «Старец, играющий на чагане», «Девушка в весеннем цвету», «Медуза в образе горянки», «Сонная лошадь», «Сказка», «Тиран Ол сбрасывает с Хунзахской кручи несчастного горца» и другие носили подражательный характер, даже романтические поиски приобретали, салонно экзотический оттенок и привкус декаданса. Особенно показателен в этом смысле «Кородинский мотив» с суровым мрачным архитектурным пейзажем, где разыгрывается драматическая сцена, раскрывающая кровавые обычаи и гиперболизированные страсти. В колорите господствует условность. Но в этот же период художник создает и реалистические произведения (это лирические и архитектурные пейзажи «Камни на дне канала», «Башня в Тидибе», «Гапшима», карандашные портреты, раскрашенные акварелью: «Андийка», «Муслимат из Инхо» (1920) «Чохинка» (1921 г.). Эти акварельные работы привлекают внимание не только своим колористическим решением, но и серьезным отношением художника к психологическому осмыслению характера портретируемого.

Эпическая монументальность, суровая романтика, символизм соседствовали с реалистическими поисками, усвоением творческих традиций русской национальной школы и своеобразных влияний культуры Закавказья.

Разнообразие методов и стилей — характерная черта раннего творчества М. Джемала, его поисков, приведших к реалистическому пониманию задач живописи.

В начале 30-х годов появляется и первое жанровое произведение художника — триптих «В ауле». На первый взгляд—это простое описание размеренного течения жизни в горном ауле. Но всматриваясь в эту спокойную трехчастную композицию старого аула, все больше убеждаешься в том, что в отношении художника к жизни здесь сквозит не только простое любование патриархальным укладом, а большая любовь к родным местам, традициям, людям своего края, а также глубокие философские раздумья.

В 50-е годы Джемал создал панно-триптих «Колхоз селении Чох? Но уже и этой первой тематической работе Джемала, ставшей началом становления тематической картины в дагестанской живописи, мастер, опираясь на Традиций мировой и русской классической живописи старается синтезировать свои понятия национальных местных форм, вкусов, цветоощущения, местной динамики и пропорций с законами живописи.

Если в начале 30-х годов "М. Джемал обрел профессионализм в живописи и в основном сумел создать социальный портрет, то к середине 30-х годов художник приступает к созданию сюжетно-тематических многофигурных композиций, связанных с историей и современной жизнью Дагестана. Его работы интересны и актуальны по тематике, но не всегда Джемал справляется, с поставленной задачей, в некоторых его композициях ощущается еще скованность самого мастера, в работах много показного, выбранного для изображения не из самой жизни, а по принципу «Так должно было быть». Это особенно обращает па себя внимание в таких работах, как «Тупик единоличника», «Кулак», где автор «напирает» на классовость. Наиболее интересно среди работ этого периода монументально-декоративное панно «Чабаны», выполненное в 1934 году к съезду животноводов республики. Чабан поймал живого волка и собравшиеся вокруг него коллеги рассматривают добычу, но один из чабанов увлечен чтением газеты. Сюжет служит поводом для показа нового в дагестанском ауле. Зритель знакомится с бытом чабанов, с окружающей природой.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Восприятие и представление
В обыденной жизни слово «представление» употребляется в различных значениях. Оно может означать понимание, выра­жаемое, например, вопросом: «Ты представляешь себе, что ты натворил?», упо­требляться в значении знания о чем-то, например в высказывании «Я не пред­ставляю себе [не знаю], что это такое» ...

Особенности формирования и развития грамматических навыков
Процесс обучения активным грамматическим навыкам характеризуется тем, что он проходит ряд этапов, из которых каждый имеет свою частную задачу. Этапы обучения навыкам соответствуют психологическим фазам формирования навыков. Миролюбова А.А., Рахманова И.В. выделяют следующие этапы: Подготовительный ...

Характеристика системы образования Франции
Современная система французского образования считается одной из самых передовых в мире. Основные ее особенности - преобладание государственных учебных заведений и бесплатность обучения для всех, включая иностранцев. Государство вкладывает огромные деньги в развитие образования и науки, только на об ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru