Жанры сюжетной живописи

Страница 2

Выставлялся с 1925 года в Швейцарии, Германии, Турции, Италии, Испании, Иране, США.

Работы художника снискали восторженную оценку в нацистской Германии как произведения «истинно арийского искусства». Имя Мусаева, лично знакомого с Адольфом Гитлером и Лени Рифеншталь, в советское время находилось под запретом. Встречавшийся с Мусаевым во время одной из многочисленных зарубежных поездок Расул Гамзатов назвал художника «блудным сыном Дагестана».

Творчеством Мусаясула были очарованы в разное время три принцессы: Австро-Венгерская, Германская и Египетская. Они искали встречи с ним, приглашали к себе во дворцы, посещали его мастерскую – позировали. Египетская принцесса Мелекки выхлопотала Халил-Беку, возводившему свою родословную к царю Дарию, персидское дворянствоКартины Мусаева находятся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (США), в собраниях Германии. Часть произведений художника в 1990-х годах вернулась в Дагестан, где создан музей Халил-Бека Мусаева, основан его фонд. Одна из улиц Махачкалы названа его именем, выпущена его автобиографическая книга «Страна последних рыцарей» (Махачкала, 1999). В Метрополитан-музее в знак признания вклада Мусаясула в мировую культуру выставлены слепки рук живописца. Кроме него, из деятелей российской культуры этой чести удостоен только Рахманинов.

Основоположником дагестанской советской живописи явился Муэддин Араби Джемал (Мухутдин Абдул-Меджидович Джамалов), который начал свое творчество рано и и пробуждение его таланта было типично для процесса выдвижения в начале XX века первых национальных художников, находившихся "под влиянием русской культуры и мечтавших о профессиональной учебе.

Его ранние эпические работы: «Старец, играющий на чагане», «Девушка в весеннем цвету», «Медуза в образе горянки», «Сонная лошадь», «Сказка», «Тиран Ол сбрасывает с Хунзахской кручи несчастного горца» и другие носили подражательный характер, даже романтические поиски приобретали, салонно экзотический оттенок и привкус декаданса. Особенно показателен в этом смысле «Кородинский мотив» с суровым мрачным архитектурным пейзажем, где разыгрывается драматическая сцена, раскрывающая кровавые обычаи и гиперболизированные страсти. В колорите господствует условность. Но в этот же период художник создает и реалистические произведения (это лирические и архитектурные пейзажи «Камни на дне канала», «Башня в Тидибе», «Гапшима», карандашные портреты, раскрашенные акварелью: «Андийка», «Муслимат из Инхо» (1920) «Чохинка» (1921 г.). Эти акварельные работы привлекают внимание не только своим колористическим решением, но и серьезным отношением художника к психологическому осмыслению характера портретируемого.

Эпическая монументальность, суровая романтика, символизм соседствовали с реалистическими поисками, усвоением творческих традиций русской национальной школы и своеобразных влияний культуры Закавказья.

Разнообразие методов и стилей — характерная черта раннего творчества М. Джемала, его поисков, приведших к реалистическому пониманию задач живописи.

В начале 30-х годов появляется и первое жанровое произведение художника — триптих «В ауле». На первый взгляд—это простое описание размеренного течения жизни в горном ауле. Но всматриваясь в эту спокойную трехчастную композицию старого аула, все больше убеждаешься в том, что в отношении художника к жизни здесь сквозит не только простое любование патриархальным укладом, а большая любовь к родным местам, традициям, людям своего края, а также глубокие философские раздумья.

В 50-е годы Джемал создал панно-триптих «Колхоз селении Чох? Но уже и этой первой тематической работе Джемала, ставшей началом становления тематической картины в дагестанской живописи, мастер, опираясь на Традиций мировой и русской классической живописи старается синтезировать свои понятия национальных местных форм, вкусов, цветоощущения, местной динамики и пропорций с законами живописи.

Если в начале 30-х годов "М. Джемал обрел профессионализм в живописи и в основном сумел создать социальный портрет, то к середине 30-х годов художник приступает к созданию сюжетно-тематических многофигурных композиций, связанных с историей и современной жизнью Дагестана. Его работы интересны и актуальны по тематике, но не всегда Джемал справляется, с поставленной задачей, в некоторых его композициях ощущается еще скованность самого мастера, в работах много показного, выбранного для изображения не из самой жизни, а по принципу «Так должно было быть». Это особенно обращает па себя внимание в таких работах, как «Тупик единоличника», «Кулак», где автор «напирает» на классовость. Наиболее интересно среди работ этого периода монументально-декоративное панно «Чабаны», выполненное в 1934 году к съезду животноводов республики. Чабан поймал живого волка и собравшиеся вокруг него коллеги рассматривают добычу, но один из чабанов увлечен чтением газеты. Сюжет служит поводом для показа нового в дагестанском ауле. Зритель знакомится с бытом чабанов, с окружающей природой.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Педагогический стиль и его влияние на межличностные отношения и психологический климат в коллективе класса
В свое время А. С. Макаренко отмечал, что одной из главных задач педагога, воспитателя является организация детского коллектива, развитие детских органов самоуправления, создание ближайших и дальних перспектив коллективного развития, создание мажорного тона в коллективе, т.е. обеспечение психологич ...

Урок – пресс-конференция
Такой урок лучше проводить как заключительный по изучаемой теме. Как правило, он проводится в виде ролевой игры, т.к. предполагает наличие определенных ролей: это беседы членов делегаций или других групп с представителями телевидения, прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Пер ...

Индивидуальное развитие личности сироты
Говоря об индивидуальном развитии нельзя обойтись без научного термина «онтогенез». Онтогенез – индивидуальное развитие человека – процесс, во многом повторяющий историю вида: в пренатальном периоде своей жизни человек повторяет биологический, а в детстве - социокультурный путь человечества. Разные ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru