Формирование понятия свойств арифметических действий у младших школьников

Педагогическая информация » Формирование понятия свойств арифметических действий у младших школьников

Изучение свойств алгебраических операций привело математиков к выводу о том, что основная задача алгебры - изучение свойств операций рассматриваемых не зависимо от объектов, к которым они применяются. И если первоначально алгебра была учением уравнений, то XX веке она превратилась в науку об операциях и их свойствах.

Ознакомление учащихся с арифметическими действиями подготавливается на первых уроках математики практическими упражнениям в объединении двух множеств предметов, в установлении соответствия между элементами двух множеств, в выделении части данного множества предметов.

Каждое из четырех арифметических действий должно прочно связаться в сознании детей с теми конкретными задачами, которые требуют его применения. Смысл действий и раскрывается главным образом на основе практических действий с множествами предметов и на системе соответствующих текстовых задач.

Если по двум данным числам определяют третье число, удовлетворяющее некоторым условиям, то этот процесс в математике называют действием.

Все существующие ныне альтернативные системы обучения опираются на теоретико-множественный подход при формировании свойств арифметических действий.

Для объяснения обычно используют множества предметов не ссылаясь на задачи. Не каждый учитель ясно представляет, что изучение арифметических действий и их свойств в процессе работы с задачей усваиваются лучше. Исходя из важности изучения свойств арифметических действий, из-за отсутствия единого подхода к изучению данной проблеме в различных системах обучения возникает необходимость рассмотрения, выяснения и уточнения особенностей формирования понятия свойств арифметических действий. В этом заключается актуальность, так как, во-первых, изучение и применение свойств арифметических действий является одним из важных тем, во-вторых, многие учителя не акцентируют внимание на использование свойств этих действий.

Учитывая актуальность мы определили тему курсовой работы "Формирование понятия свойств арифметических действий у младших школьников".

Проблема исследования: какими приемами работы, видами деятельности детей можно добиться усвоения свойств арифметических действий.

Цель исследования: выявление особенностей формирования понятия свойств арифметических действий у младших школьников.

Объект исследования: процесс изучения математики в начальных классах.

Предмет исследования: формирование понятия свойств арифметических действий у младших школьников.

Гипотезой исследования выдвигается, положение о том, что раскрытие конкретного смысла свойств арифметических действий учителями поможет грамотному формированию понятия свойств арифметических действий:

лучше усвоить ее, применять свойства и действия при решении задач и примеров;

в доступной форме для младших школьников познакомить их с теми свойствами рассматриваемых действий, которые являются теоретической основой изучаемых приемов устных и письменных вычислений;

формировать у детей сознательные и прочные навыки быстрых и правильных вычислений.

Для достижения цели в ходе исследования поставлены следующие задачи исследования:

Изучить и систематизировать психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по проблеме исследования.

Выявить роль задач в усвоении свойств арифметических действий младшими школьниками.

Ознакомиться с опытом работы учителей начальных классов по формированию свойств арифметических действий у младших школьников.

Провести исследовательскую и экспериментальную работу по проблеме исследования.

Методологической основой исследования являются положения отечественной педагогики сформулированной в трудах В.В. Давыдова, Н.Б. Истоминой, М.А. Бантовой, М.И. Моро, Н.Ф. Виноградова и др.

В ходе исследования использовались следующие методы исследования:

анализ психолого-педагогической, исторической, методической и учебной литературы;

изучение опыта работы учителей начальных классов.

Этапы реализации исследовательской работы:

этап (сентябрь - декабрь 2009г) - выбор темы исследования, определение научного аппарата исследования, изучение литературы по раскрытию конкретного смысла свойств арифметических действий.

этап (январь - март 2010 г) - определение базы исследования, проведение опытно-экспериментальной работы, оформление теоретической части.

IIIэтап (апрель - май 2010 г) - анализ и обобщение результатов исследования, составление рекомендаций и оформление дипломной работы.

Научная новизна исследования заключается в выявлении особенностей раскрытия конкретного смысла свойств арифметических действий и использование их в процессе изучения математики.

Теоретическая значимость: изучен и систематизирован теоретический и методический материал по данной проблеме, определено содержание учебного материала в программах начальных классов.

Практическая значимость исследования:

1) приведены в систему накопленный опыт работы учителей начальных классов;

выделены виды задач, используемые для раскрытия конкретного смысла арифметических действий, выявлены приемы и методы применения свойств арифметических действий, используемые для рационального решения примеров;

эти приемы апробированы в процессе экспериментальной работы и доказана возможность использования их учителями начальных классов, студентами и преподавателями педагогического института.

Апробирование исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы.

Достоверность исследования определяется анализом теоретического, экспериментального материала, обработкой полученных результатов опытного исследования.

Великая педагогика:

Диагностика уровня толерантности у младших школьников
В анкетировании приняли участие учащиеся 4 класса, в количестве 26 человек, их родители, в количестве 26 человек и педагоги, в количестве 5 человек. Для диагностики уровня толерантности у младших школьников было проведено анкетирование Я.А. Батрак «Анкеты самооценки навыков толерантного поведения м ...

Кадровое обеспечение образовательного процесса
Кадровое обеспечение образовательного процесса (по стажу и образованию) Показатели Кол-во % к общему количеству педагогов Всего педагогов 75 100,0 Педагоги, имеющие образование: 75 100,0 Среднее специальное, всего 17 20,2 в т.ч. педагогическое 3 3,6 Незаконченное высшее, всего 10 11,9 в т.ч. педаго ...

Самостоятельная работа как средство формирования учебно-познавательной мотивации учащихся
Не вызывает сомнения тот факт, что залог успешного обучения школьников любой иностранному языку – это формирование у них учебно-познавательной мотивации. Только положительное отношение к учебной деятельности и наличие определённого уровня сформированности учебно-познавательных мотивов позволит обес ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru