Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе

Педагогическая информация » Введение в социальную работу » Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе

Страница 2

Фасилитативная функция предполагает содействие, помощь клиенту в решении его жизненных проблем, облегчение его страдания, активизацию собственных ресурсов человека, повышение его активности. Фасилитация проявляется в улучшении результатов деятельности человека, облегчении его реакций в условиях, когда он взаимодействует с другими людьми. {LINKS}

Такого рода гетерогенность диапазона профессиональных функций обусловлена, с одной стороны, объемом социального запроса, а с другой стороны – дефицитом высококвалифицированных социальных работников. На этом основании перечень профессиональных функций специалиста по социальной работе нужно рассматривать скорее как некую идеальную модель, а не обязательный перечень требований к качеству подготовки специалиста.

При исполнении своих профессиональных функций социальные работники заняты разными видами деятельности. Их работа может характеризоваться тремя подходами при решении проблем клиента:

Воспитательный подход - специалист по социальной работе выступает в роли учителя, эксперта, консультанта ; обучает умениям , навыкам решать проблемы, устанавливает обратную связь , применяет ролевые игры как метод обучения.

Фасилитативный подход - играет роль помощника или посредника в преодолении апатии, дезорганизации личности, когда ей самостоятельно с этим справиться трудно. Деятельность специалиста по социальной работе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривание и нацеливание на мобилизацию внутренних ресурсов.

Адвокативный подход - применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов.

В зарубежной практике функции социального работника более строго дифференцируются и квалифицируются (административные, организаторские, индустриальные, клинические), что позволяет более полно отражать специфику социальной деятельности, а также при ориентации специалистов на какую-то функцию (при обязательном знании других) создавать условия для более квалифицированной подготовки к конкретной работе.

Важной особенностью социальной работы как профессии, чего нет ни в одной из смежных сфер деятельности, является ее посреднический характер. Элемент посредничества в социальной работе оказывается не периферийным, а центральным. Необходимость посредничества между человеком и разного рода социальными институтами возникает тогда, когда он не может самостоятельно реализовать свои права и возможности. Своим участием социальный работник активизирует волю обратившегося за помощью и побуждает встречную волю инстанций войти в положение человека. Основными направления посредничества в деятельности специалиста по социальной работе может стать посредничество между клиентом и различными социальными институтами; между клиентом и другими специалистами; между другими специалистами, привлекаемыми к решению жизненных проблем клиента; между клиентом и семьей. В результате посредничества социальны работник, с одной стороны, содействует эффективной адаптации клиента в социуме, с другой стороны - процессу гуманизации социума, преодолению его отчуждения от забот реальных людей.

Посредническая функция будет выполняться эффективно, если специалист по социальной работе соблюдает следующие условия: понимает проблему клиента; способен адекватно выражать и представлять жизненные проблемы клиента; знает ресурсные возможности различных учреждений, смежных специалистов, а также клиента; между различными специалистами имеет место взаимопонимание и стремление к эффективному сотрудничеству; готовность социального работника стать необходимым «переводчиком»; делегирование специалисту по социальной работе представительских полномочий со стороны клиента, государственных организаций и учреждений; признание права социального работника на частичное представительство смежных профессий; доверие сторон посреднику, что зависит от его профессионализма.

Специфические особенности социальной работы как профессиональной деятельности могут быть раскрыты через анализ ролей, которые выполняют работники социальных служб в процессе своей практической деятельности. Профессиональная роль выступает как совокупность осуществляемых в профессиональной деятельности функций. На этом основании можно выделить специфические направления социальной работы (супервизорство, управление, вмешательство, посредничество), связанные с особыми умениями и личностными возможностями работника. При таком подходе подготовка специалистов, особенно их специализация, будут ориентированы не только на тип социального учреждения (служба занятости, территориальный центр социального обслуживания населения, реабилитационный центр), но и на характерные для конкретного вида социальной деятельности профессиональные роли.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Содержательно-методическая характеристика программных продуктов по математике
В этом параграфе мы проведем содержательно-методический обзор конкретных программных продуктов, разработанных для математики основной школы. Последовательность обзора определяла популярность использования данного материала в учебном процессе и целесообразность работы с данным материалом при проведе ...

Характеристика студентов ВУЗа и разработка рекомендаций по формированию будущих специалистов по направлениям
В начале работы сформируем требования к психологическим личностным качествам будущего специалиста, которые необходимы для того, чтобы занять достойное место в жизни. К ним относятся: уверенность в собственных силах; доминирование эмоций радости; определенная доля агрессивности; склонность к риску; ...

Каким должен быть современный учебник
Современному учебнику как основному средству обучения учебнику должны быть присущи следующие функции: -информационная, -систематизирующая, -обучающая и контролирующая. Кроме того, ряд авторов выделяют воспитательную и развивающую функции учебника. Традиционно в отечественной дидактике принято счита ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru