Далеко не все учащиеся умеют поддерживать диалог, часто не слушают то, о чем их спрашивают. Детям трудно концентрировать внимание на беседе, особенно при наличии побочных раздражителей, которые отвлекают их. Бедность активного словаря, трудности актуализации пассивного. Это также откладывает отпечаток на активность участия в диалоге. Затрудняют общение недостаточность овладения грамматическим строем, недостатки произношения. {LINKS}
Отмечается речевая замкнутость детей-олигофренов, они могут молчать в ответ на вопросы, либо отвечать предельно кратко. Часто высказывания односложные и стереотипные. В то же время на уроках учащиеся часто задают не относящиеся к теме вопросы, выкрикивают отдельные реплики; перебивают, если что-то сами хотят сказать.
В процессе диалога умственно отсталые дети часто не смотрят на собеседника, могут заниматься какими-то своими делами. Поза при этом общении подчас закрытая. Отсутствуют такие приемы слушания, как поддакивание («ага», «да-да»), вопросы, характерны нерелевантные высказывания (не относящиеся к делу). Ученики не всегда могут определить эмоциональное состояние партнера по общению, это связано с недостаточным пониманием мимики.
Речь школьников в большинстве своем монотонная, маловыразительная, лишена сложные и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других – ускоренная.
Из этих данных следует, что у умственно отсталых детей отсутствует ориентация на собеседника в процессе диалога.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, то есть коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью в степени дебильности имеют такие черты, как недостаточная адекватность включения в ситуацию общения; отсутствие ориентации на собеседника в процессе диалога; малоразвернутость и фрагментарность связных высказываний.
В ходе выполнения работы нами были решены следующие задачи.
Мы рассмотрели проблему общения в психологии. Этот феномен привлекает внимание не только психологов, но и других специалистов, в частности, социологов и философов. Исследования общения осложняется различием трактовок самого понятия. Так, А.С.Золотнякова понимала общение как социально- и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, Но и установки на социальные нормы. А.А.Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми». А.А.Леонтьев понимает общение «как социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолированно». В то же время он подходит к общению как к условию «любой деятельности человека».
В психологическом подходе общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, которая является следствием взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности. Таким образом общение является сложным и весьма многогранным процессом.
Нами были систематизированы представления о коммуникативных умениях. Умения общаться раскрывают технологический уровень характеристики личности как субъекта общения и представляют собой синтез общепсихологических, социально-психологических и специально-профессиональных качеств личности. Коммуникативные умения формируются двумя путями: в ходе разнообразной социальной практики, в которую личность включена и в ходе специальной подготовки к общению. Выделяют следующие аспекты подготовки к общению: развитие особенностей мышления; формирование навыка свободного владения речью; развитие определенных личностных особенностей; формирование определенных установок в сфере общения (отношения к партнеру по общению как к цели, интереса к процессу общения, терпимости к общению как диалогу); развитие и формирование новых коммуникативных умений.
Великая педагогика:
Психологические и индивидуальные особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст рассматривается нами как период становления субъекта учебной деятельности, как переход от детской готовности стать школьником к детской учебной самостоятельности, которая позволяет решать доступные этому возрасту интеллектуальные задачи. При этом самостоятельность младшего ...
Современные технологии обучения: личностно-ориентированные технологии
обучения
Личностно-ориентированные технологии в качестве планируемых результатов предполагают не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной дисциплине, сколько индивидуальные особенности субъекта познания и предметной деятельности. Образовательный процесс личностно-ориент ...
Особенности развития произвольного поведения у детей дошкольного возраста
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти п ...