Исследование коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью в степени дебильности

Педагогическая информация » Коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью в степени дебильности » Исследование коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью в степени дебильности

Страница 5

Д. Нелепицы.

Ученики 1 класса понимают не все фрагменты, характерна бессистемность рассматривания. Требуются наводящие вопросы. Живая, непосредственная реакция отсутствует. У 4 класса – бессистемность и недостаточная активность процесса рассматривания картинок. Смех обычно отсутствует. {LINKS}

Методика «Рассказ по опорным картинкам»

В словаре первоклассников отсутствуют слова обобщающего характера. Ученики 1 и 4 классов не знают значение многих слов, в связи с этим бывает непонимание смысла предложения. Наблюдается неточное употребление слов (расплывчатое значение). При диалоге дети не ориентируются на собеседника. Высказывания краткие, на вопросы отвечают односложно. Ученики часто не могут выделить главное с учетом вопроса.

Для анализа возрастной динамики коммуникативных умений мы провели сравнение результатов исследования 1 и 4 классов, которое показало следующее:

Среди первоклассников труднее шли на контакт заторможенные дети, они не проявляли агрессии, но были сдержаны и отвечали вяло. В 4 классе тяжелее установить контакт было с более возбудимыми учениками, возраст которых 13-14 лет. Эти дети менее добродушны, чем остальные; один ребенок был настроен крайне негативно.

В 1 классе большее количество детей, у которых не сформировано чувство дистанции по отношению к незнакомым людям. Практически все первоклассники не соблюдают дистанцию по отношению к воспитателям и учителям, ученики 4 класса ведут себя более сдержанно.

Ситуативные нормы и приветствия более сформированы у четвероклассников; они лучше чувствуют ситуацию, ведут себя более адекватно.

Запас знаний учащихся 4 класса ограничен их непосредственным окружением, у первоклассников выявлено незнание самых элементарных вещей. Трудности актуализации словаря у учащихся 1 класса более значительные. Ученики 4 класса успешнее справляются с классификацией предметов. Но у тех и других наблюдаются одинаковые трудности при образовании группы «транспорт» и отделении «овощей» от «фруктов».

Дети в 4 классе употребляют большее количество слов, обозначающих признаки предмета, подбирают к слову большее количество определений. Ученики 1 класса – 1-2 определения к слову, четвероклассники – 3 определения. Первоклассники реже употребляют прилагательные, обозначающие внутренние качества человека.

И те, и другие дети легче воспринимают сходство предметов, чем из различия. У всех учеников вызывает большие трудности задание подобрать антонимы. Синонимы подбираются учениками 4 класса легче.

Уровень выполнения заданий на выявление словарного запаса у учеников 4 класса выше, но тем не менее 11 детей (73,3%) были отнесены к низкому уровню словарного запаса, так же как и все ученики (100 %) 1 класса. Среднему уровню лексического развития соответствуют 4 детей 4 класса (26,7%).

При выполнении заданий на изучение грамматической стороны речи было выявлено, что учащиеся 1 класса при понимании грамматических структур чаще, чем дети в 4 классе, ориентируются на последовательность названия понятий, а не исходя из предложенной в их основу грамматической конструкции (1 класс – преобладает правильное понимание 3 предложений из 10, 4 класс – 5 предложений).

У всех детей страдает функция словообразования и словоизменения: трудности образования прилагательных от существительных, уменьшительно-ласкательных форм, глаголов с приставками.

При проведении нами методики «Образование форм имен существительных» было выяснено, что все ученики очень часто употребляют форму родительного падежа множественного числа существительных («много лисятах»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Великая педагогика:

Подвижные игры различной направленности
выносливость скоростно-силовые быстрота коорди-национные комплексные Мяч от стены Создавай круг Накорми птиц Загони шайбу Косарь Опасная прогулка Отними ленту! Угадай погоду Бросай первым Карусели Прыжок за прыжком Кто больше осилит! Кому, что надо Попади в цель Конек-горбунок Догони! Помоги, друг! ...

Характеристика связной речи и ее особенности
Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается ...

Проблема активности личности в обучении
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике. Проблема активности личности в обучении как ведущий фак­тор достижения целей обучения, общего развития личности, про­фессиональной ее подготовки требует принципиал ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru