Исследование коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью в степени дебильности

Педагогическая информация » Коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью в степени дебильности » Исследование коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью в степени дебильности

Страница 7

В словаре детей отсутствуют слова обобщающего характера, преобладают существительные с конкретным значением. Часто встречается неточное употребление слов (диффузное, расплывчатое значение). Дети легче воспринимают сходство предметов, чем их различия. Поэтому они усваивают прежде всего общие признаки сходных предметов. Умственно отсталые дети не знают названий многих предметов, которые их окружают, особенно названий отдельных частей. {LINKS}

Характерна замена глаголов с приставками на бесприставочные. Наблюдаются смешания слов одного рода, вида.

Нами было установлено, что ученики употребляют лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предмета. Это цвет, величина, вкус. Редко употребляют прилагательные, обозначающие внутренние качества человека. Пассивный словарь детей с трудом актуализируется, часто для воспроизведения слова нужен наводящий вопрос.

Умственно отсталым детям свойственен низкий уровень развития грамматических навыков. Были выявлены искажения в употреблении падежей, особенно творительного и предложного. Характерны пропуск, замена предлогов, искажение окончаний. Детям намного лучше дается понимание конструкций с предлогами, нежели их употребление. Допускаются ошибки при выполнении заданий на согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Ученики неправильно употребляют форму родительного падежа множественного числа существительных, смешивают окончание окончаний. Трудности согласования наречия много и существительного, нарушение словообразования. Дети-олигофрены в большинстве случаев употребляют простые нераспространенные предложения, либо простые распространенные с прямым дополнением. Часто наблюдается фрагментарность предложений, особенно при рассказе по картинке. Для умственно отсталых учеников характерен низкий уровень осознания языковых элементов.

Недоразвитие лексико-грамматического строя особенно резко проявляется в связной речи.

Речь умственно отсталых детей чаще всего носит вопросно-ответный характер. Ученики нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в подсказке. Речь с опорой на наглядную ситуацию осуществляется детьми легче. У школьников нет потребности четко передавать содержание чего-либо. В рассказе часто нарушается логическая последовательность, связь между отдельными частями. Связные тексты подчас состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого.

Речевая активность детей быстро истощается. Но когда появляется интерес к теме, меняется и характер высказываний, они становятся более развернутыми и связными. То есть на характер высказываний влияет мотивация.

На связность речи влияют и особенности заданий. Пересказ осуществляется детьми легче, чем самостоятельный рассказ. Но и он имеет свои особенности у умственно-отсталых детей: пропускаются многие важные детали, содержание передается упрощенно, нарушается плавность речи. Ученики очень часто не могут правильно сформулировать основную мысль текста. Правильное, почти дословное изложение деталей начала рассказа при нарушении воспроизведения остальной части. У школьников обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных и пространственных отношений. Дети могут добавлять события, детали, которые отсутствовали в тексте.

Из этих данных следуют, что связные высказывания умственно отсталых детей малоразвернуты и фрагментарны.

Рассматривая общение детей-олигофренов на уровне диалога, можно выделить следующее: диалог редко возникает по инициативе умственно отсталого ребенка, так как олигофрены мало интересуются окружающим миром, у них мало поводов задавать вопросы взрослым и вступать с ними в беседу.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Великая педагогика:

Воспитание в семье
Ведущую роль в формировании юных римлян играло домашнее обучение и воспитание. Первоначально римская педагогия ограничивалась патриархальным семейным воспитанием, с главной ролью матери. В родном семействе дети, как мальчики, так и девочки, рано приучались к опрятности, решительности, простоте и бл ...

Методы контроля знаний учащихся
В практике среднего образования используются различные методы текущего и итогового контроля за качеством знаний учащихся. Чаще всего используются различные формы устного опроса и проведение письменных контрольных работ. Устные методы контроля пригодны для непосредственного общения учителя со школьн ...

Диалог как первичная форма речевой коммуникации
Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих. Основной единицей диалога является диа ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru