Особенности гуманитарных педагогических технологий

Педагогическая информация » Современные технологии обучения » Особенности гуманитарных педагогических технологий

Страница 2

В-четвёртых, благодаря представлению о предмете педагогической технологии как проекте определённой педагогической системы можно сформулировать важный принцип разработки педагогической технологии и её реализации на практике — принцип целостности(структурной и содержательной) всего учебно-воспитательного процесса. Принцип целостности— гармоничность всех элементов педагогической системы.

Принцип целостности означает, что при разработке проекта будущей педагогической системы любого из видов образования необходимо достичь гармоничного взаимодействия всех элементов педагогической системы (ПС), как по горизонтали (в рамках одного периода обучения — четверти, семестра или учебного года), так и по вертикали — на весь период обучения. При этом недопустимо вносить изменения хотя бы в один из элементов ПС, не затрагивая соответствующей перестройкой другие. Так, изменяя целиобразования, но оставляя неизменными его содержание и процессы обучения, имеем деформированные педагогические системы. Они, как показывает практика, нежизнеспособны. Однако в мире складывается иное представление о том, что такое «педагогическая технология» вообще и «технология обучения» в частности.

При множестве определений понятий «педагогическая технология» вообще и «технология обучения» в частности, большинство специалистов объединяют их тремя принципиально важными положениями:

планирование обучения на основе точного определения желаемого эталона в виде набора наблюдаемых действий ученика;

«программирование» всего процесса обучения в виде строгой последовательности действий учителя и подбора формирующих воздействий (поощрений и наказаний), обуславливающих требуемое поведенческое научение;

сопоставление результатов обучения с первоначально намеченным эталоном, фактически поэтапное тестирование для выявления познавательного прогресса, понимаемого как постепенное усложнение поведенческого репертуара учащихся.

Рационалистическая стратегия образовательного процесса предполагает чёткое его построение с целью формирования поведенческого репертуара в ходе научения. М. Кларин, например, выдвигает такую последовательность действий:

Первая фаза— планирование обучения на основе точного определения желаемого эталона в виде набора наблюдаемых действий учащихся.

Вторая фаза— диагностическая— выявление исходного уровня наблюдаемых действий. Нужно выявить, какими необходимыми для дальнейшего познавательного продвижения знаниями учащийся уже овладел. Причём выявить это не приблизительно, а очень

точно для каждого ученика.

Третья фаза— рецептурная: в её рамках предусматривается «программирование» желаемых результатов обучения и подбор формирующих воздействий, обуславливающих требуемое поведенческое научение.

Четвёртая фаза— реализация намеченного плана: организационное обеспечение условий обучения, ввод в действие предусмотренной технологии поведенческого тренинга.

Заключительная, пятая фаза—оценка результатов путём сопоставления их с первоначально намеченным эталоном, фактически последовательное, поэтапное тестирование для выявления постепенного усложнения «поведенческого репертуара».

Такое обучение с психологической точки зрения носит явную бихевиористическую окраску.

М. Чошанов, анализируя работы отечественных и зарубежных авторов, выделяет, в частности, и такие признаки педагогических технологий:

диагностичное целеобразование и результативность предполагают гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения;

экономичность обеспечивает резерв учебного времени, оптимизацию труда преподавателя и достижение запланированных результатов в сжатые промежутки времени;

корректируемость— возможность оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на чётко определённые цели.

Разводя понятия «технология обучения» и «методическая система», М. Чошанов подчеркнул, что «основное отличие состоит именно в мере выраженности каждого признака. Если в педагогической технологии эти признаки выражены наиболее сильно, то в педагогической, дидактической и методической системах они могут быть выражены слабо или отсутствовать вовсе. Ещё одно отличие заключается в том, что в педагогической технологии слабо представлен содержательный компонент, который присутствует в педагогической, дидактической и методической системах. Педагогическая технология, или, уже, технология обучения является основной (процессуальной) частью дидактической или методической системы. Так, например, если методическая система направлена на решение следующих задач:

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Проблема активности личности в обучении
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике. Проблема активности личности в обучении как ведущий фак­тор достижения целей обучения, общего развития личности, про­фессиональной ее подготовки требует принципиал ...

Методика проведения внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни у учащихся 5–6 классов
Ученикам 5–6 классов в силу их психофизиологических особенностей очень непросто произвольно внимать и запоминать то, что им рассказывают взрослые, в связи с монотонностью и длительностью проводимых мероприятий. Как же рассказать ребенку в наиболее доступной и интересной для него форме о вреде курен ...

Развитие произвольного поведения у детей
Рассмотрение произвольного поведения у детей дошкольного возраста начнём с основных определений, составляющий категориальный аппарат исследования. Понятие «произвольность» в психологических исследованиях определено неоднозначно. Так, ряд учёных (Л.С. Выготский, В.И. Селиванов, Б.Н. Смирнов и др.) р ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru