Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения

Педагогическая информация » Формирование познавательного интереса у младших школьников к истории » Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения

Страница 1

Обучение – самый важный и надёжный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всесторонне развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение имеет специфические качественные отличия.

Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Главный инструмент познания – мышления. Поэтому учитывать его взаимосвязь с другими познавательными процессами и, не умаляя их роли в организации учения школьников.

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. В таблице 1.1. отражены уровни развития познавательных процессов и их описание.

Таблица 1.1. - Характеристика уровней развитие познавательных процессов младших школьников

Название

Уровень развития и его характеристика

Воображение

Продуктивное, отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.

Внимание

В младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующем с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Непроизвольное внимание не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и сосредотачивать на чем - то внимание. Произвольное внимание обязательно включает волевую регуляцию, связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих между собой интересов, каждый из которых может привлечь и удерживать внимание.

Память

Механическая, отстает в своем логическая. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая с употреблением – логике.

Мышление

В начальной школе происходит прогресс умственного развития детей от доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий.

Речь

Непосредственна связна с мышлением. В младшем школьном происходит развитие мышление, следовательно, речь тоже усовершенствуется, меняет свои функции. Словарный запас становится шире, текст, более развернутый.

Интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получения удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, овладеть определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач и т.п.

Среди интеллектуально-побуждающих мотивов особое место занимают познавательные интересы и потребности. Объективной основой развития познавательных интересов школьников является высокий уровень обучения с его подлинно научным содержанием и педагогически целесообразной организацией активного и самостоятельного познания.

Интерес - реальная причина действий, ощущаемая учеником как особо важная. Интерес можно определить как форму проявления познавательных потребностей, что выражается в стремлении к познанию объекта или явления, овладении определенным видом деятельности.

Познавательный интерес выражается в эмоциональном отношении школьника к предмету изучения. Для работающих с младшими школьниками, особенно важно различать интерес к познанию и интерес к какой-либо деятельности, к каким-либо занятиям.

Н. Г. Морозова считает, что интерес к учебному предмету зависит от возможности ученика выделить в своем сознании специфическое содержание данного учебного предмета.

Первоклассники такой специфики не видят. Например, в математика их привлекает овладение умением решать задачи, вычислять значение выражение, в русском языке привлекает умение красиво писать, в родной речи умение писать, и т.д. И только в III, IV классе ребенок начинает понимать и переживать специфические особенности учебного предмета. Любовь к деятельности - предпосылка интереса, но не сам познавательный интерес.

Н.Г. Морозова предполагает, что школьники плохо усваивают научное содержание занимательных книг. Это объясняется тем, что занимательность обычно создается приключениями, неожиданными событиями, которые только отвлекают от сути, от научной проблемы. Например, детей привлекали в основном конкретные действия животных, но не знания о них, хотя из книг можно было получить и знания о животных.

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Идеи этнопедагогики в современных «народных» школах
Во многих регионах Российской Федерации в последнее время начали образовываться так называемые «народные» школы. Главные принципы народной школы: Принцип открытости. Народная школа - открытая образовательная система. Принцип культуросообразности - гуманистическая основа народной школы. Реализация п ...

Общение как фактор формирования личности
Изучение проблемы общения в психологии имеет свою традицию, и в отечественной психологии обычно выделяют следующие три периода разработки названной проблемы: Исследование В.М.Бехтерева – он впервые поднимает вопрос о роли общения как фактора психического развития человека о влиянии группы на индиви ...

Описание методики исследования и процедуры ее проведения
Эксперимент по определению и повышению уровня овладения орфографией у учащихся начальных классов проводился в ООШ «Начальная школа – Детский сад» города Железноводска в 3 В классе. В классе 27 человек из них 13 девочек и 14 мальчиков в возрасте от 9 до 10 лет. Целью исследования являлось выявить ур ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru