Роль предметно-развивающей среды в экологическом образовании дошкольника

Педагогическая информация » Экологическое образование детей среднего дошкольного возраста » Роль предметно-развивающей среды в экологическом образовании дошкольника

Страница 1

Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. Главная цель – создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализация положений нового направления об универсальности и самоценности природы. Во многих дошкольных учреждениях страны созданы оригинальные развивающие среды.

В детских садах появились экологические комнаты (экологические классы, комнаты природы, комнаты друзей природы, экологические гостиные), предназначенные для экологических занятий, релаксационных целей, знакомства с литературой, коллекциями природного материала, для самостоятельных наблюдений, игр, ухода за живыми объектами.

Новым элементом развивающей предметной среды стала лаборатория, которая создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Работа в лаборатории предполагает серьезную игру детей в «ученых», которые проводят опыты и наблюдения.

Большое внимание уделяется оформлению территорий дошкольных учреждений. Многие детские сады стали участниками и победителями городских конкурсов на лучшее оформление двора.

На территории дошкольных учреждений создаются альпийские горки, огороды, теплицы, ландшафтные уголки, водоемы, сады, метеоцентры, уголки леса, лекарственных трав, летние театры, фонтаны, мини-водопады. Дошкольные учреждения имеют экологические тропинки, как на территории своих учреждений, так и в ближайших лесопарках и других ландшафтах Составной частью развивающей среды стали макеты ландшафтов, городов, территорий детских садов, природных зон, отражающие быт предков, а также модели, игрушки, создаваемые педагогами вместе с детьми.

Уголок природы (живой уголок) перестает быть традиционным: следуя биоцентрическому направлению, большинство дошкольных учреждений отказались от содержания диких животных в неволе. Для целей экологического образования используются зимние сады, музеи природы, мини-музеи в группах, фольклорные комнаты, фитобары, специально оформленные коридоры и холлы, дизайн-студии, изостудии, гончарные мастерские, театральные студии, центры науки.

Здоровье ребенка тесно связано с состоянием окружающей среды, качеством употребляемых продуктов и материалов, используемых для оформления помещений детского сада, поэтому многие дошкольные учреждения занимаются вопросами здоровья и экологии в комплексе, получая консультационную помощь со стороны медицинских учреждений и органов санэпиднадзора.

Сложным вопросом организации системы экологического образования является соблюдение преемственности в работе дошкольных учреждений и школ. Достижения детских садов в области экологического образования зачастую недооцениваются как органами управления образованием, так и коллективами школ. Отсутствие преемственности обусловлено и рядом объективных причин (различной развивающей предметной средой дошкольного образовательного учреждения и школы, организацией учебного процесса и др.).

Наиболее полно преемственность реализуется в системе учебно-воспитательных комплексов (детский сад – начальная школа). Сотрудничество дошкольных учреждений со школами в большинстве регионов развито слабо, чаще всего по не зависящим от детских садов причинам. Некоторые дошкольные образовательные учреждения оказывают помощь начальной школе, приглашая учеников на экскурсии в свои уголки природы, музеи, проводя совместные конкурсы, экологические праздники, походы.

За последнее десятилетие многие дошкольные издания стали уделять большое внимание экологическому образованию. Например, такие известные образовательные журналы, как «Дошкольное воспитание» и «Обруч», газета «Дошкольное образование» периодически посвящают данной проблеме отдельные номера, отражают опыт работы дошкольных учреждений. Информация о развитии экологического образования в детских садах публикуется в региональных газетах. Освещаются, пока недостаточно, эти вопросы на радио и телевидении.

Рассмотрим роль предметно-развивающей среды на развитие экологического воспитания детей на примере Московского негосударственного Детского центра «Развитие XXI век».

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Понятие: профессиональное самоопределение старшеклассников
Профессиональное самоопределение в отечественной науке понимается и как компонент личностного новообразования старшего школьного возраста, и как длительный процесс самореализации личности в профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение можно рассматривать как процесс формирования ...

Игра как метод обучения лексической стороне речи
Лексика – это основной строительный материал нашей речи, ее содержательная сторона. Владение лексикой является важной предпосылкой развития речевых умений. Способность осуществлять автоматически, относительно самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти ...

Этнический характер совершенного человека
Представления каждого народа о совершенной личности развивались под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит свое отражение в его национальном идеале. Так, например, «настоящий джигит» башкир, татар, народов Кавказа и Средней Азии имеет некоторые отличия от русского « ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru