Полученные данные свидетельствуют о том, что в сообщениях средств массовой информации подростки не ищут новые знания, которые им "не додали в школе". На первое место выходит желания развлечься. Вывод сделан на основе исследований, проведенных в 2009 году центром социологии образования РАО и посвященных изучению мотивов обращения подростков к телевидению. {LINKS}
Являясь активными потребителями информации масс-медиа, подростки не всегда понимают скрытый смысл сообщения, мотивы и механизмы его создания. Это утверждение основано на результатах эксперимента, который был проведен в 2008 году сотрудниками лаборатории ТСО и медиаобразования при активном участии учителей московских школ.
Проблема "параллельной школы", как называют радио, телевидение, прессу, кинематограф, широко обсуждалось самими СМИ. Поскольку прекратить или ограничить влияние масс - медиа на подростков невозможно, необходимо научить подростков отделять "плевел от зерен", сделать СМИ не соперником, а союзником учителя. Пути решения описанных проблем давно являются предметом научных исследований в России и за рубежом. В 60-е годы в США возникла концепция "визуальной грамотности", авторы которой исходили из того, что в современном мире человек находится под воздействием большого числа символов: человеческой речи, звуков и образов, окружающего мира. Школа должна взять на себя задачу обучения подростков невербальным способом коммуникации и в первую очередь их визуальным формам.
Концепция, возникшая в тот период в Европе, условно может быть названа "оценочной". В ней на первое место выдвигались проблемы развития "иммунных" качеств психики против манипулирования ею средствами масс - медиа. Основной целью автора считают формирования критического мышления, играющего роль "информационной защиты".
Акцентирование коммуникативных проблем в образовании, начиная с 70-х годов с нашей точки зрения, можно считать предтечей современных взглядов на проблемы взаимодействия школы и СМИ. Многие зарубежные и отечественные специалисты разделяют взгляды Л. Мастермана (Великобритания): образование в этой области должно быть направлено на развитие у подростков понимания особенностей функционирования средств массовой информации, использования ими выразительных средств, механизма создания реальности ее осознание аудиторией. Именно "пониманию" с его акцентом на развитие критического мышления по отношению к средствам массовой информации необходимо придать то основное значение, которое раннее предавалось оценочному подходу.
В 1995 году цели были во многом пересмотрены. В этот период проводится различие между изучением коммуникации на основе аудиовизуальных средств, с одной стороны, и освоением различных видов коммуникаций и процессов передачи смысла, с другой.
В России под руководством Ю.Н. Усова в 80-90 - годы развивается направление, связанное с формированием у подростков знаний и умений восприятия экранных произведений искусства. Созданы учебные программы, дидактические материалы. В середине 90-х гг. начинаются исследования возможностей традиционных учебных предметов для формирования у подростков умений работать с информацией масс-медиа.
Решение проблем информационной защиты подростков ложится на плечи учителя. Но известно, что учитель работает в состоянии постоянного информационного стресса. Отсюда еще одна сторона информационной безопасности как педагогической проблемы - защита учителя от информационных перегрузок, которая требует незамедлительного решения.
Великая педагогика:
Технология обучения как учебного исследования
В современном мире происходит трансформация отношения к образованию как к социальному институту. «Во всех системах практики и типах профессий возрастает роль и значение способностей целенаправленно выстраивать общение и коммуникативные связи, осуществлять действия на основе предварительно выработан ...
Опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности
в дошкольном образовательном учреждении
«Волшебный край!» - так когда-то называл театр великий русский поэт А.С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников В.Г. Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. Чувства великого поэта и выдающего критика разделяют и взрослые ...
Упражнения и их влияние на формирование знаний в
процессе физического воспитания
Нет почти ни одной публикации, посвященной обучению моторным навыкам, в которой не упоминалось бы о роли и значении упражнений в приобретении и совершенствовании знаний о двигательных стереотипах. Часто упражнения рассматриваются как важнейший элемент, определяющий характер обучения двигательным на ...