Полученные данные свидетельствуют о том, что в сообщениях средств массовой информации подростки не ищут новые знания, которые им "не додали в школе". На первое место выходит желания развлечься. Вывод сделан на основе исследований, проведенных в 2009 году центром социологии образования РАО и посвященных изучению мотивов обращения подростков к телевидению. {LINKS}
Являясь активными потребителями информации масс-медиа, подростки не всегда понимают скрытый смысл сообщения, мотивы и механизмы его создания. Это утверждение основано на результатах эксперимента, который был проведен в 2008 году сотрудниками лаборатории ТСО и медиаобразования при активном участии учителей московских школ.
Проблема "параллельной школы", как называют радио, телевидение, прессу, кинематограф, широко обсуждалось самими СМИ. Поскольку прекратить или ограничить влияние масс - медиа на подростков невозможно, необходимо научить подростков отделять "плевел от зерен", сделать СМИ не соперником, а союзником учителя. Пути решения описанных проблем давно являются предметом научных исследований в России и за рубежом. В 60-е годы в США возникла концепция "визуальной грамотности", авторы которой исходили из того, что в современном мире человек находится под воздействием большого числа символов: человеческой речи, звуков и образов, окружающего мира. Школа должна взять на себя задачу обучения подростков невербальным способом коммуникации и в первую очередь их визуальным формам.
Концепция, возникшая в тот период в Европе, условно может быть названа "оценочной". В ней на первое место выдвигались проблемы развития "иммунных" качеств психики против манипулирования ею средствами масс - медиа. Основной целью автора считают формирования критического мышления, играющего роль "информационной защиты".
Акцентирование коммуникативных проблем в образовании, начиная с 70-х годов с нашей точки зрения, можно считать предтечей современных взглядов на проблемы взаимодействия школы и СМИ. Многие зарубежные и отечественные специалисты разделяют взгляды Л. Мастермана (Великобритания): образование в этой области должно быть направлено на развитие у подростков понимания особенностей функционирования средств массовой информации, использования ими выразительных средств, механизма создания реальности ее осознание аудиторией. Именно "пониманию" с его акцентом на развитие критического мышления по отношению к средствам массовой информации необходимо придать то основное значение, которое раннее предавалось оценочному подходу.
В 1995 году цели были во многом пересмотрены. В этот период проводится различие между изучением коммуникации на основе аудиовизуальных средств, с одной стороны, и освоением различных видов коммуникаций и процессов передачи смысла, с другой.
В России под руководством Ю.Н. Усова в 80-90 - годы развивается направление, связанное с формированием у подростков знаний и умений восприятия экранных произведений искусства. Созданы учебные программы, дидактические материалы. В середине 90-х гг. начинаются исследования возможностей традиционных учебных предметов для формирования у подростков умений работать с информацией масс-медиа.
Решение проблем информационной защиты подростков ложится на плечи учителя. Но известно, что учитель работает в состоянии постоянного информационного стресса. Отсюда еще одна сторона информационной безопасности как педагогической проблемы - защита учителя от информационных перегрузок, которая требует незамедлительного решения.
Великая педагогика:
Методика определения физических качеств и навыков
1. Тесты для определения скоростных качеств Бег на 10 метров хода (тест позволяет оценить скоростные качества ребенка и его реакцию). На асфальтированной дорожке намечаются линии старта и финиша. За линией финиша (в 6-7 м от нее) ставится ориентир (яркий предмет- кегля, кубик), для того, чтобы ребе ...
Показатели развития произвольного поведения у детей с общим недоразвитием
речи
Исходя из анализа литературы, мы выделили следующие показатели произвольного поведения дошкольников: 1.Поведение ребёнка на обязательных занятиях. Известно, что непроизвольность и импульсивность поведения дошкольников особенно ярко проявляется именно на занятиях в детском саду и является серьёзным ...
Методы физического развития детей. Механизм влияния
танцевальных упражнений на развитие детей
Любой двигательный акт, независимо от того, выполняется ли он под контролем сознания, по приходу высших отделов коры больший полушарий мозга или осуществляются по механизму безусловного рефлекса, так или иначе, сопровождается развертыванием физиологических механизмов и биологических процессов обесп ...