Историографический анализ состояния исследуемой проблемы

Страница 3

Полученные данные свидетельствуют о том, что в сообщениях средств массовой информации подростки не ищут новые знания, которые им "не додали в школе". На первое место выходит желания развлечься. Вывод сделан на основе исследований, проведенных в 2009 году центром социологии образования РАО и посвященных изучению мотивов обращения подростков к телевидению. {LINKS}

Являясь активными потребителями информации масс-медиа, подростки не всегда понимают скрытый смысл сообщения, мотивы и механизмы его создания. Это утверждение основано на результатах эксперимента, который был проведен в 2008 году сотрудниками лаборатории ТСО и медиаобразования при активном участии учителей московских школ.

Проблема "параллельной школы", как называют радио, телевидение, прессу, кинематограф, широко обсуждалось самими СМИ. Поскольку прекратить или ограничить влияние масс - медиа на подростков невозможно, необходимо научить подростков отделять "плевел от зерен", сделать СМИ не соперником, а союзником учителя. Пути решения описанных проблем давно являются предметом научных исследований в России и за рубежом. В 60-е годы в США возникла концепция "визуальной грамотности", авторы которой исходили из того, что в современном мире человек находится под воздействием большого числа символов: человеческой речи, звуков и образов, окружающего мира. Школа должна взять на себя задачу обучения подростков невербальным способом коммуникации и в первую очередь их визуальным формам.

Концепция, возникшая в тот период в Европе, условно может быть названа "оценочной". В ней на первое место выдвигались проблемы развития "иммунных" качеств психики против манипулирования ею средствами масс - медиа. Основной целью автора считают формирования критического мышления, играющего роль "информационной защиты".

Акцентирование коммуникативных проблем в образовании, начиная с 70-х годов с нашей точки зрения, можно считать предтечей современных взглядов на проблемы взаимодействия школы и СМИ. Многие зарубежные и отечественные специалисты разделяют взгляды Л. Мастермана (Великобритания): образование в этой области должно быть направлено на развитие у подростков понимания особенностей функционирования средств массовой информации, использования ими выразительных средств, механизма создания реальности ее осознание аудиторией. Именно "пониманию" с его акцентом на развитие критического мышления по отношению к средствам массовой информации необходимо придать то основное значение, которое раннее предавалось оценочному подходу.

В 1995 году цели были во многом пересмотрены. В этот период проводится различие между изучением коммуникации на основе аудиовизуальных средств, с одной стороны, и освоением различных видов коммуникаций и процессов передачи смысла, с другой.

В России под руководством Ю.Н. Усова в 80-90 - годы развивается направление, связанное с формированием у подростков знаний и умений восприятия экранных произведений искусства. Созданы учебные программы, дидактические материалы. В середине 90-х гг. начинаются исследования возможностей традиционных учебных предметов для формирования у подростков умений работать с информацией масс-медиа.

Решение проблем информационной защиты подростков ложится на плечи учителя. Но известно, что учитель работает в состоянии постоянного информационного стресса. Отсюда еще одна сторона информационной безопасности как педагогической проблемы - защита учителя от информационных перегрузок, которая требует незамедлительного решения.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Причины орфографической безграмотности
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются проблемы с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, часто допускают орфографические ошибки. В чем заключаются причины орфографических ошибок в школе? Пытаться перечислить решительно все причины явно непосиль ...

Анализ результатов проведения коррекции речи дошкольников на музыкальных занятиях
Проанализируем результаты первого этапа эксперимента. В ходе исследования обнаружено нарушение тембра голоса у дошкольников с ОНР, которое характеризуется огрубелостью, охриплостью и придыханием, оно обусловлено дисгармоничностью артикуляционного аппарата (Рисунок 2.1). Трое детей не смогли диффере ...

Содержание и формы обучения младших школьников на уроке
В наши дни существенно изменился подход к пониманию цели обучения школьников. Это связано с тем, что ни в отечественной, ни в зарубежной педагогической практике не известны примеры удачной реализации цели формирования и развития личности. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что «отн ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru