Особенности личностного развития ребенка в неблагополучной семье

Педагогическая информация » Особенности социализации ребенка из неблагополучной семьи » Особенности личностного развития ребенка в неблагополучной семье

Страница 3

Немаловажна проблема детей — инвалидов. Причина инвалидности: экологическая обстановка, травматизм, заболевания или состояние матери во время беременности.

Успех в работе с неблагополучными семьями зависит не только от приложенных воспитательных усилий, а скорее всего от глубины кризиса, в котором находится семья, от способности понять всю глубину их падения и желания самой семьи выбраться из сложившейся ситуации.

Исследователи отмечают, что для семьи, находящейся под влиянием социального риска, характерно наличие кризиса внутрисемейных отношений, вошедшего в структуру повседневной жизни и ставшего привычной и допустимой нормой. Как все психологические феномены, он обладает сильнейшей инерцией, продолжает существовать дольше других дисфункциональных состояний семьи, поколениями сохраняясь в индивидуальной и коллективной семейной памяти и время от времени при определенных условиях проявляя себя. Примеры тому — насилие и агрессия «нелюбимых» детей в обществе, собственных семьях, склонность к преступлениям психологически депривированных и пренебрегаемых в детстве людей, взрывы внутрисемейной ненависти.

В контексте ранней профилактики семейного неблагополучия приоритетным направлением представляется поддержание и восстановление функций современной семьи, обращение к ее внутренним резервам, оптимизация супружеских отношений, создание условий для формирования ответственного родительства, тем самым, обеспечивая предпосылки для нормального воспитания и образования ребенка в семье.

Семейное воспитание - это система, которая управляет взаимоотношениями родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют правильному и равномерному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве случаев ведут к трудности в воспитании и изменении личности.

Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ведут их в ненормальные отношения с обществом. Довольно часто родители ставят свою воспитательную задачу так, чтобы добиться послушания. Поэтому нередко даже не пытаются понять ребенка, а стремятся как можно больше ругать, поучать, не редко забывая о том, что это не живая беседа, не разговор по душам, а навязывание «истин», которые взрослым кажутся абсолютно верным, а ребенок это не воспринимает и не принимает. Подобный способ воспитания дает формальное удовлетворение родителям и совершенно бесполезен, и даже вреден, для воспитываемых таким образом детей.

В семейном воспитании перед глазами детей должен присутствовать образец поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные стороны в поведении родителей, учатся правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественным нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные формы поведения.

Особенности семейного воспитания наиболее широко проявляются в целом ряде трудностей и ошибок, с которыми сталкиваются и допускают родители, что может сказаться наихудшим образом на формирование личности ребенка. Это касается определенного стиля семейного воспитания, где выбор основывается взглядами родителей на проблемы развития и становления личности своих детей.

Стиль воспитания зависит не только от социально-культурных правил и норм, которые представлены в виде отечественных традиций в воспитании, но также и от педагогической точки зрения родителя, относительно того, как должны строиться отношения в семье, на формирование каких личностных качеств у детей должны направляться его воспитательные воздействия. В связи с этим родитель определяет форму своего поведения в общении с ребенком.

Дисгармонические семьи, характеризующиеся определенными взаимоотношениями между собой и подходами в проблемах воспитания, могут быть классифицированы, как:

1. Гипопротекция, или гипоопека (безнадзорность) - отсутствие воспитания, как такового. Ребенок предоставлен себе, не получает любви, ласки, часто не накормлен, бродяжничает. Главным здесь все-таки является не материальное благополучие, а неудовлетворенные духовные запросы ребенка. Вариант - скрытая гипопротекция, когда интерес к ребенку ограничен чисто формальными признаками, когда родители бессознательно (в отличие от явной гипопротекции) отвергают ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Упражнения и их влияние на формирование знаний в процессе физического воспитания
Нет почти ни одной публикации, посвященной обучению моторным навыкам, в которой не упоминалось бы о роли и значении упражнений в приобретении и совершенствовании знаний о двигательных стереотипах. Часто упражнения рассматриваются как важнейший элемент, определяющий характер обучения двигательным на ...

Особенности коммуникативной деятельности детей 3-5 лет
Нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками в свою очередь, многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся им в семью. Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение ребенка со сверс ...

Педагогический эксперимент и анализ результатов
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе наблюдения за деятельностью учащихся 10 «А» и 10 «Б» классов был проведен частичный психолого-педагогический эксперимент в МОУ СОШ №3 г. Ставрополя. Работа предусматривала несколько этапов. На первом этапе проводился констатирующий экспер ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru