Специфика индивидуального подхода в психологии и педагогике

Страница 2

Склонность детей к повторению, что способствует приобретению и закреплению навыков, но повторение должно сочетаться с постепенным нарастанием и усложнением материала.

Легкое запоминание услышанного, часто механическое, без осмысления и пераработки мысли. Именно поэтому необходимо выяснять понимает ли ребенок материал, кроме того, выяснение степени понимания детьми своих высказываний способствует развитию у них логического мышления. {LINKS}

Эмоциональность и впечатлительность. От это зависит во многом развитие ряда психических свойств личности.

Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности. Каждый ребенок неповторим, нет двух одинаковых характеров, даже близнецы отличаются друг от друга, хотя, казалось бы, они одинаковы: обладают одним генетическим набором, одни и те же условия жизни – но они разные. Индивидуальность человека обусловлена многими причинами, такими как:

Тип функциональной асимметрии мозга. Не для кого не секрет, что ребенок рождается с доминированием либо левого, либо правого полушария головного мозга. Левое полушарие можно назвать аналитическим, классификационным, абстрактным, алгоритмическим, последовательным, индуктивным. Правому полушарию соответствуют такие характеристики, как целостное, синтетическое, конкретное, эвристическое, параллельное (одновременное, а не последовательное), дедуктивное. Ребенку с преобладанием левого полушария свойственно рационально-логическое, знаковое мышление; с преобладанием правого – пространственно-образное, интуитивное. Как видно, уже на данном уровне, дети по-разному будут воспринимать информацию; к тому же у первых необходимо развивать качества, присущие вторым, и наоборот.

Тип высшей нервной деятельности и тип темперамента. Павлов И.П. выделил 3 основных свойства нервной системы: сила, подвижность, уравновешенность. Определенное сочетание свойств представляет собой тип ВНД, с каждым из которых связан тип темперамента:

Сила, уравновешенность, инертность. Флегматический темперамент. Дети– флегматики спокойные, терпеливые, ровно относятся к окружающим, малоподвижны.

Сила, уравновешенность, подвижность. Сангвинический темперамент. Дети- сангвиники деятельны, общительны, легко адаптируются в новых условиях.

Сила, неуравновешенность. Холерический темперамент. Дети-холерики вспыльчивы, порывисты, повышено возбудимы, за все берутся с увлечением, но быстро теряют интерес к начатому.

Слабость. Меланхолический темперамент. Дети-меланхолики необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы, тяжело адаптируются к новым условиям.

Конечно, «чистые» типы встречаются крайне редко, как правило существуют смешанные, промежуточные типы. Но все же учитывать особенности преобладающего темперамента очень важно, и именно в этом и будет заключаться индивидуальный подход.

Половые различия Мальчики и девочки уже с самого рождения (хотя гораздо раньше) существенно отличаются друг от друга:

девочки несколько опережают мальчиков в развитии.

Острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму.

Мальчикам, для их полноценного развития требуется большее пространство, чем девочкам.

Девочки играют и рисуют более на романтические темы, а интересы мальчиков сходятся на технике, сражениях, подвижных играх.

Мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки – на отношения между людьми.

Девочки после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики же долго раскачиваются и к тому времени, как они достигли уровня работоспособности, девочки уже заметно стали уставать.

У девочек в дошкольном возрасте лучше развита речь, часто сильнее в физическом плане, их биологический возраст выше. Но ответы девочек более однообразны и однотипны, среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят. Не по этому ли среди гениев абсолютное большинство мужчин?

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Сущность контроля и оценки успешности учебной деятельности в начальной школе
Проблема успешности учебной деятельности очень сложна, ее исследование предполагает множество различных подходов, но все они группируются вокруг двух основных аспектов рассмотрения проблемы: 1) как учитель учит и 2) как школьник учится, как при этом осуществляется его развитие. Специалисты педагоги ...

Уверенность в знании у студентов с различной мотивацией и знаниями учебного материала
Проанализировав собранный материал по теме дипломной работы, мы подготовили теоретическую базу для исследования метакогнитивных суждений. Затем для сбора данных необходимо было разработать методику диагностики уверенности: тест, в который должна входить «порядковая шкала уверенности» (от 0% до 100% ...

Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе
Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования (В.Н. Аксюченко, А.П. Архипов, Д.П. Барам), формирования общих учебных умений (В.К. Котырло, Т.В. Дуткевич, З.Ф. Чехлова), оптимизации поз ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru