Проблемы воспитания одаренных детей

Страница 2

Некоторые личностные особенности детей (любопытство в сочетании с живостью, стремление выполнить несколько заданий одновременно) негативно влияют на отношение к ним взрослых. Уровень умственного развития одаренного ребенка может быть выше, чем у педагога, не всегда взрослый для таких детей безусловный носитель социальных норм и правил, его требования они могут не выполнять, а действия и личностные особенности подвергаются критическому анализу. Не каждого педагога устроит такая ситуация, а только мудрого, понимающего, творческого, способного гибко адаптироваться в данной группе.

Все это позволяет сделать следующий вывод: взаимоотношения в группе одаренных детей имеют свою специфику, особенности, которые во многом определяются высоким уровнем развития их умственных способностей.

Очень распространено мнение о том, что одаренные дети – это те, кто лучше всех учится. А как быть с теми, кто неважно учиться, но отличается необычайностью, непохожестью своего мышления? Это тоже одаренные, только в другой сфере, дети творческого склада ума. Другая одаренность – другая личность. Творческих детей отличает неспособность приспосабливаться к общепринятому. И это создает особые трудности в их обучении и воспитании. Очень важно своевременно заметить, не упустить непривычных, непокладистых, неожиданных творческих детей.

Обучение художественно одаренных детей строится на основании общих принципов обучения одаренных, рассмотренных в предыдущих параграфах. Художественная деятельность отличается некоторой специфичностью.

В искусстве не может быть оценки «правильно – неправильно» - иначе не было бы огромного разнообразия художников, а был бы один-единственный, принятый за образец эталон. Более того, гениальными названы художники «далеко» уходящие от шаблонов, от реального видения мира: Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Иероним Босх. А как же быть с величайшим полотном Каземира Малевича «Черный квадрат», если оценивать его лишь с позиции натуралистического иллюзионизма – адекватного изображения чисто объективных отношений?

Гениальность сокрыта не в форме, а в глубоком содержании рисунка, не «как» написано, а «ради чего». Именно поэтому первоочередная задача воспитания и развития художественно одаренных детей не овладение графическими навыками, а развитие творческой активности, нестандартного видения мира. Ведь именно креативность есть основа любого таланта.

В таких парциальных программах по художественно-творческому развитию дошкольников как «Природа и художник» Т.А. Копцевой и «Живой мир образов»Р.Г. Казаковой, Л.М. Даниловой и др. выделены следующие направления работы:

Развитие любознательности как основы познавательной активности. Развитие познавательных процессов.

«Как показывают современные исследования, детское рисование на всех его этапах связано с чувственным познанием действительности, прежде всего со зрительными образами… Создавая изображение, ребенок опирается на имеющиеся у него представления о предметах, а не на непосредственное их восприятие.»

Обучение способам изобразительной деятельности.

«Главным условием совершенствования изобразительных умений, пробуждения интереса к изобразительной деятельности, развития творческой активности стало использование в работе широкого спектра нетрадиционных материалов. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции… раскрывает возможность использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, способствует развитию творческой активности, преодолению страха перед рисованием, перед тем, что ничего не получится – ведь никто не знает, что должно получится – «Это все я сам сделал!»… »

Развитие творческого воображения.

«Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и развития прежнего опыта человека. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает воображение» .Л.С. Выготский.

Развитие коммуникативности.

«Все увиденное и услышанное нужно непременно проговаривать вслух, т.е. словесно выражать свой замысел. Но необходимо не только словестно замысливать,но и кратко, образно резюмировать сюжет, попросту назвать рисунок. Речь – первый союзник рисования. » Мухина В.С.

На основе глубокого анализа содержания обучения и воспитания, отличительных возрастных особенностей дошкольников, специфики личностного развития одаренных детей, нами были выделены следующие направления работы по развитию художественной одаренности:

Развитие креативности. Необходимо целенаправленное развитие творческой активности и нестандартного подхода к решению проблемы.

Формирование изобразительных умений и навыков, обучение различным способам и техникам изображения предметов и явлений.

Обогащение представлений об окружающем мире, развитие восприятия, образного мышления, внимания, памяти, воспитание «удивленности», чувства восхищения обыденными вещами.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности влияния СМИ на развитие личности подростка
Теоретические посылки, выявленные нами в первой главе, послужили основой для организации опытно-экспериментальной работы. Целью которой стало выявление эффективности влияния СМИ на социокультурное развитие подростка. В эксперименте принимали участие 19 человек 15 - 16 лет, учащиеся 9 класса "А ...

Классификация и характеристика подвижных игр
Существует несколько классификаций подвижных игр. Традиционно игры различают по наличию/отсутствию инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической подготовки, наличию/отсутствию ведущего, месту проведения (двор, комната, водоем), по элементам разметки пространст ...

Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе
Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования (В.Н. Аксюченко, А.П. Архипов, Д.П. Барам), формирования общих учебных умений (В.К. Котырло, Т.В. Дуткевич, З.Ф. Чехлова), оптимизации поз ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru