Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности

Страница 2

И.А.Зимняя рассматривает специфику самостоятельной работы в точном, деятельностном смысле этого слова в сопоставлении с внеклассной работой и соотносит её определение с основными требованиями к организации внеклассной работы, сформулированными в методике обучения иностранному языку. Первое требование сводится к тому, что внеклассная работа может только углублять, расширять и совершенствовать знания, умения и навыки учащихся, полученные ими на уроке, но не имеет основной целью сообщение новых знаний, умений и навыков владения языком. Вторым требованием является увлекательность самих форм, процесса и материала работы. Третье требование фиксирует необходимость межпредметных, междисциплинарных связей. Важным требованием является добровольность и активность школьников в этой работе.

Если сформулировать понимание самостоятельной работы как высшего специфического вида учебной деятельности школьника, то можно выявить её существенные особенности в сопоставлении с каждым из этих требований. Так, подлинно самостоятельная работа как самостоятельная учебная деятельность может возникнуть на основе «информационного вакуума». Он возникает тогда, когда у школьника формируется потребность узнать, освоить что-то новое, неизвестное, нужное, важное для себя, а средств удовлетворения такой потребности в учебном процессе нет. Правда, пока приходится констатировать недостаточную распространённость ситуации возникновения у школьников такой потребности. Это, в свою очередь, предполагает необходимость направленной работы учителя на создание предпосылок возникновения у них такой потребности. Другими словами, особенность понимаемой таким образом самостоятельной работы, в отличие от «внеклассной» как раз и состоит в том, что она всегда осуществляется на новом для школьника материале, в процессе решения новых познавательных задач. Второе из названных выше требований также не совпадает с особенностью самостоятельной работы как специфического вида деятельности. Здесь увлекательным должен быть сам процесс овладения новым материалом, а не только форма организации. Это должен быть напряженный, целенаправленный, захватывающий школьника труд. Конечно, нельзя рассчитывать на то, что такой самостоятельной работой будут заниматься все, но создание условий и предпосылок возможности её организации теми из учеников, кто хотел бы и мог бы сделать это, есть проявление развивающего обучения в полном смысле этого слова.

Самостоятельная работа, представляющая, по общему признанию, сложное и многозначное явление, терминологически точно не определена, хотя её содержание однозначно интерпретируется всеми исследователями и практиками обучения в смысле целенаправленной, активной, относительно свободной деятельности школьника. В определении И.А.Зимней самостоятельная работа – это организуемая самим школьником в силу его внутренних познавательных мотивов и осуществляемая им в наиболее удобное, рациональное с его точки зрения время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность.

Представляя собой высшую форму учебной деятельности, самостоятельная работа обусловливается индивидуально-психологическими и личностными особенностями школьника как её субъекта. К таким психологическим детерминантам прежде всего относится саморегуляция. А.К.Осницким были определены те моменты предметной саморегуляции, которые соотносятся с организацией самостоятельной работы. Так, автором отмечается, что в этих целях у учащихся должна быть прежде всего сформирована целостная система представлений о своих способностях и умениях их реализовать. Школьник должен уметь моделировать собственную деятельность, т.е. уметь выделить условия, важные для реализации цели, отыскать в своём опыте представление о предмете потребности, а в окружающей ситуации найти объект, соответствующий этому предмету. Саморегуляция школьника предполагает умение программирования самостоятельной деятельности (выбор способа преобразования заданных условий, отбор средств осуществления этого преобразования, определение последовательности отдельных действий). Важным проявлением предметной саморегуляции школьника является умение оценки и коррекции своих действий.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Технология коллективной мыследеятельности
Д. Г. Левитес в 1990 году познакомился с технологией коллективной мыследеятельности (КМД) в Нижнем Новгороде на семинаре. Автор этой дидактической системы — профессор К. Я. Вазина, заведующая кафедрой «Деятельность» Нижегородского межобластного института повышения квалификации работников профтехобр ...

Опыт работы с использованием блочно-модульной технологии преподавания истории
Прежде, чем внедрить в практику своей работы блочно- модульную технологию я в течение 2 лет проводила среди учащихся 5 – 9 классов анкету и выясняла, в чём причины трудностей на уроке. Причины трудностей на уроке № Что мешает учиться лучше 2002–2003 2003–2004 1. Недоступность учебного материла 8 8 ...

Анализ УМК по французскому языку для старшего этапа обучения
В настоящее время на старшем этапе обучения используются УМК «L’oiseau bleu» (авторы Н.А. Селиванова, А.Ю.Шашурина) для 9 класса и УМК "Objectif" (авторы Е.Я. Григорьева, Е.Ю. Горбачева, М.Р. Лисенко) для 10-11 классов. Мы провели анализ данных учебников, с целью рассмотреть представленны ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru