Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов детей в процессе изобразительной деятельности

Педагогическая информация » Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста » Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов детей в процессе изобразительной деятельности

Страница 2

Более сложной изобразительной задачей является передача движения. Статичность позы изобразительного объекта вызывается ритмичным расположением частей, облегчающим процесс изображения.

Но создать подлинно динамический образ трудно, так как восприятия детей ещё не развиты.

Им сложно увидеть и осознать деформацию внешнего вида движущегося предмета и тем более зафиксировать её на бумаге. Лишь постепенно развивается способность видеть эти изменения, изображать их, словесные и игровые приёмы передачи движения заменяются изобразительными.

Одна из наиболее сложных задач для детей в рисовании - это умение передавать изобразительными средствами пространственные отношения.

В рисовании, где изображение дается на плоскости, пространство передается особыми приемами. Понять их условность, в результате которой создается реальное впечатление большого пространства, поначалу для ребенка сложно. На первых ступенях развития изобразительных способностей ребенок не задумывается над расположением предметов. Он размещает их на всем пространстве листа независимо от логической взаимосвязанности, причем лист для удобства рисования может быть повернут, и предмет изображен по отношению к другим боком или вверх ногами.

Определенное расположение все предметы приобретают тогда, когда их связь заранее определена содержанием. Для объединения предметов появляется земля в виде одной линии. Такое расположение носит название “фриз”.

Перспективные изменения при пространственных перемещениях предметов дети передавать не могут, так как это связано с овладением сложными изобразительными умениями. Иногда они самостоятельно пытаются передать эти изменения, усвоив их из жизни. Если ребенок осознает уменьшение предметов с удалением их и увеличение - с приближением, можно предложить ему располагать предметы выше и ниже на широком пространстве листа, изображающем землю.

Желая изобразить все как можно правдивее и полнее, ребенок рисует и то, что нельзя видеть при данном положении предмета. Рисуются не только видимые части предмета, но и те, которые в данный момент нельзя увидеть; предмет как бы разворачивается, и к видимым частям подрисовываются остальные.

Такие особенности не являются обязательной ступенью в развитии способности детей изображать пространственные связи. При правильно поставленном обучении они обычно отсутствуют.

Подводя итоги, можно констатировать следующее, что развитие изобразительных способностей проходит два периода, которые включают в себя весь дошкольный возраст, и вопросы их развития тесно связаны с проблемой детского творчества.

В своих работах Т.С. Комарова охарактеризовала развитие замысла - задуманного плана действий, деятельности (по педагогическому словарю) - у дошкольников. Она отмечала, что у малышей (2-4 года) замысел складывается далеко не сразу. Первые их рисунки - это действия с карандашом и кистью, не преследующие цели создания изображения. Со временем ребенок начинает называть, что он нарисовал, уже по завершению процесса. Можно сказать, что замысел возникает позже, при восприятии готового изображения. В 3-4 года в ряде случаев замысел возникает до создания рисунка, и некоторые дети не меняют своего замысла в процессе изображения.

Умение замысливать содержание предстоящего изображения и воплощать возникший замысел в рисунке формируется на основе образовавшихся в процессе восприятия представлений о разных предметах и явлениях, а также на основе овладения хотя бы основными изобразительными движениями руки. Это свидетельствует о росте осознанного отношения к изобразительной деятельности, о формировании умения соотнести желание со средствами (способами действия), которые позволяют выполнить задуманное. А это в свою очередь ведет к дальнейшему развитию воображения, творчества и изобразительной деятельности в целом.

Становится очевидным, что дети 3-3,5 лет в результате систематических занятий овладевшие некоторыми формообразующими движениями, самостоятельно задумывают содержание изображения в соответствии с имеющимися у них умениями и впечатлениями об окружающей жизни. Как правило, дети доводят задуманное до конца; большинство охотно повторяют изображения самостоятельно или по предложению воспитателя, что говорит об осознанности и произвольности процесса изображения.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Проблемы воспитания одаренных детей
Казалось бы, ребенку, опережающему сверстников по уровню интеллекта, уготовано более счастливое детство, ему будет особенно легко учиться. К сожалению, на практике все выходит наоборот, воспитание оборачивается драмой. Велика в этом роль родителей, встречаются две наиболее распространенные крайност ...

Ясельная педагогика
Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. По своему возрасту это сравнительно молодая отрасль педагогики. Однако ее вес по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на ум, здоровье, эмоциональную, социальную сферы формирован ...

Современное состояние проблемы изучения нарушений письма и их коррекции
Для обозначения нарушений письма используется понятие «дисграфия». Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru