Технология социально-педагогической поддержки старшеклассников в профессиональном самоопределении

Педагогическая информация » Самоопределение старшеклассников » Технология социально-педагогической поддержки старшеклассников в профессиональном самоопределении

Страница 1

Учитывая нарастающие темпы преобразований в обществе, и, следуя очевидной логике Концепции модернизации российского образования, которая предполагает ориентацию образовательной системы на новое качество, возможно, предположить, что педагогическая поддержка старшеклассников в профессиональном самоопределении является важнейшим условием качественных изменений и в образовании, и в обществе. {LINKS}

В процессе профессионального самоопределения учащихся встречаются определенные препятствия, возникающие в связи с решением задач выбора профессии. В основе их лежит несколько групп противоречий:

противоречие между наличным и необходимым уровнем знаний, умений, способов, обеспечивающих реализацию встающих перед старшеклассником целей;

противоречия, связанные с определением и оценкой своей жизненной перспективы:

между возможностью проявить себя в различных видах деятельности и необходимостью самоограничения потребностей

между склонностью к какой-либо профессии и представлением о ее непрестижности или неперспективности

между осознанием уровня своего общего развития и необходимостью заняться малоквалифицированной работой

противоречия, связанные с оценкой своей пригодности для избираемого пути:

между интересами и способностями, между профессиональным идеалом и самооценкой

между уровнем притязаний и реальными возможностями

между особенностями здоровья, характера, привычек и требованиями, предъявляемыми профессией.

Наиболее распространенными трудностями и ошибками старшеклассников при выборе профессии оказываются:

использование неадекватных и даже предвзятых источников информации о профессии и, как следствие, выработка искаженных представлений о ней;

неумение систематизировать имеющуюся информацию, выделить в ней главное и второстепенное;

переоценка или недооценка роли отдельных индивидуально-психологических качеств при выборе профессии;

неумение соотнести свои возможности с требованиями профессии, неадекватная самооценка;

неправильное понимание способностей, подмена их морально-нравственными качествами;

неверные представления о возможности развития профессионально важных качеств, о путях и способах освоения профессии, выработки индивидуального стиля деятельности;

преобладание эмоциональных компонентов в процессе принятия решения;

неумение изменить решение при получении новых данных; подчинение «давлению» со стороны окружающих; выбор профессии на основе симпатии к тем или иным личностным, непрофессиональным качествам представителей определенной профессии.

Успешность формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению предполагает реализацию следующих подходов:

деятельностный подход означает, что деятельность - основа, условие и средство профессионального самоопределения и развития старшеклассников;

активизирующий подход предполагает рассмотрение ученика не как объекта профориентационных воздействий, а как субъекта собственного профессионального самоопределения и развития;

развивающий подход означает перенос акцента с оказания помощи в конкретном профессиональном выборе на развитие тех качеств и умений, которые дают возможность в будущем самостоятельно строить и корректировать свой выбор с учетом изменений ситуации;

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Содержание и формы обучения младших школьников на уроке
В наши дни существенно изменился подход к пониманию цели обучения школьников. Это связано с тем, что ни в отечественной, ни в зарубежной педагогической практике не известны примеры удачной реализации цели формирования и развития личности. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что «отн ...

Профессиональное воспитание специалиста по социальной работе
Процесс становления специалиста – сложный, непрерывный процесс проектирования личности. Неотъемлемой частью этого процесса является осведомленность личности о своей будущей профессии, которая способствует развитию активности студента, формированию мотивационной установки в профессиональном обучении ...

Средства логопедической ритмики как основа коррекции речи дошкольников на музыкальных занятиях
Особая роль в комплексе коррекционных мероприятий намузыкальных занятиях с детьми с нарушениями речи отводится развитию двигательных функций, так как по данным ряда авторов (Г.А.Волкова, Е.А.Медведева, Г.Р. Шашкина) ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут спосо ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru