Факторы социальной среды влияющих профессиональное самоопределение

Педагогическая информация » Самоопределение старшеклассников » Факторы социальной среды влияющих профессиональное самоопределение

Страница 2

Профессиональная направленность - это не что иное, как отношение к той или иной профессии, сложившееся на основе определенного объема знаний (содержание профессии, потребностей в них, место приобретения профессии), положительное или отрицательное восприятие, что связано с профессией, учета личных физических, психических и материальных возможностей. Профессиональная ориентация по своей структуре представляет собой систему фиксированных установок на профессии или проф. труд. {LINKS}

Направленность учеными классифицируется по различным признакам. С точки зрения содержания мотивов она может быть общественной, коллективной или индивидуалистической. Классифицируется она с точки зрения уровня ценностной ориентации. При этом выделяются три типа направленности:

личность внутренне, структурно сориентирована на ценности.

личность формально, внешне сориентирована на ценности, на уровне представлений, знаний.

личность дезориентирована на ценности (антиобщественная направленность).

Если выпускник внутренне, структурно сориентирован на ценности, то можно не сомневаться в том, правильно выберет для себя профессию. В то же время встречается категория выпускников, которые лишь внешне сориентированы на те или иные профессии. Такие выпускники имеют некоторые знания и представления о профессии, но не имеют еще необходимой готовности, установки как фактора, управляющего их деятельностью. Поэтому, такие ученики поддаются, как правило, «воле случая». Выявляется и такая группа выпускников, которые дезориентированы в профессиональных ценностях. Они, как правило, выбирают для себя профессию, либо в разрез с интересами общества, либо, переоценив себя.

Содержание и сущность направленности проявляются в социально-типологических качествах личности. В этом плане учеными выделяются два типа личности:

сильный, активный, самостоятельный

слабый, пассивный, конформистский.

Выпускники первого типа - упорны и настойчивы в достижении своих целей, будут преодолевать трудности и второго типа - наоборот, слабые, пассивные при первом же затруднении изменяют свои намерения.

Диапазон проявления направленности довольно широк. Он проявляется в формах побуждений (желаний, влечений и стремлений). Высшей формой побуждений является убеждение. По мере формирования и развития личности побуждения становятся все более устойчивыми, обобщаются, осознаются, приобретают оценочный характер. В конечном счете, внутренние побуждения, соотносясь с внешними, т. е. с требованиями или ценностями общества, входят в структуру целей, перспектив, убеждений и идеалов человека. Побуждения, как правило, направлены на ценности, на их овладение, освоение, присвоение, сознание, сохранение и пр. Они не выступают в чистом виде, в них всегда присутствует оценочный компонент. Он-то и выполняет контролирующую, санкционирующую функции. Выделяют два вида оценок:

Эмоционально-чувствительный вид, в который включены чувства, как положительные, так и отрицательные чувства: удовлетворения- неудовлетворения, восхищения - отвращения.

Рациональный вид: хорошее - плохое, значимое - незначимое, возможное - невозможное.

Анализ побуждений и оценок как основных элементов структуры направленности дает возможность объяснить механизм овладения человеком ценностями. Иначе говоря, можно ответить на вопрос, почему одни ценности, при равной объективной значимости для индивида, приобретают личностный смысл, а другие - нет. В процессе взаимодействия индивида с внешней средой возникают положительные эмоции. На их основе оформляется влечение, имеющее тенденцию к повторению. Затем оно осознается, переходит в желание и, когда осознается предмет желания, возникает стремление.

Убеждение как высшая форма побуждений, дает возможность человеку управлять своей деятельностью, определяет компетентность выпускника в проблемах выбора профессии. Оно дает возможность человеку оценить себя как субъекта какой-то профессиональной деятельности.

Однако установлено, что влияние и эффективность самопознания и самооценки в процессе выбора профессии зависят от того, насколько они согласуются с требованиями определенной социальной среды. А среда, как известно, это - не что иное, как совокупность отдельных сфер, в которых человек проявляет личные свойства, осуществляет свои социальные функции. Эти сферы в социологии получили название эталонных групп. Именно в этих группах личность осуществляет свое самоутверждение. Причем личность имеет не одну, а несколько эталонных групп - от реальных до воображаемых.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru