Анализ опытной работы по индивидуализации воспитания старшеклассников

Педагогическая информация » Формы и методы воспитания трудных детей в начальной школе » Анализ опытной работы по индивидуализации воспитания старшеклассников

Страница 2

- Наблюдение за детьми, выполняющими индивидуальные занятия,

- Конкурсы, в которых они проявили бы свои индивидуальные особенности. Такие конкурсы, где учащимся приходилось отдавать предпочтение тому или иному виду деятельности, соответственно имелась возможность наблюдать за изменением мотивов, ориентирующих деятельность учащихся.

По итогам данных исследований была составлена таблица, в которой отражается, как в количественном отношении изменился уровень воспитанности у учащихся класса.

Уровень воспитанности. До опытной работы по индивидуализации воспитания После опытной работы по индивидуализации воспитания

Высокий

9

10

Средний

14

13

Низкий

3

3

Психотизм измеряет степень психической адекватности личности, фиксирует степень отчужденности от среды, недоступности для общения, замкнутости, внутреннего конфликта, напряженности и спонтанного возбуждения, склонности к неожиданным взрывам ярости, злобы, страха.

Депрессия — угнетенное состояние, обусловленное тягостными событиями и переживаниями.

Совестливость — уважение к социальным нормам и этическим.

Расторможенность выражается в сдержанности, социализированности поведения. Данная шкала позволяет определить у конкретного человека уровень социальной конфликтности, импульсивности или, напротив, самоконтроля.

Общая активность выражается в энергичности и стеничности личности, способствует развитию лидерских способностей.

Робость, стеснительность. Распределение по этой шкале позволяет определить направленность на противоположные качества: смелость — робость, решительность — пассивность, уверенность — неуверенность.

Общительность проявляется в богатстве и яркости эмоциональных реакций, естественности и непринужденности поведения, стремлении к сотрудничеству, чуткости к людям. Выявлена положительная корреляционная связь между этой шкалой и социометрическим статусом ученика в школьном классе.

Эстетическая впечатлительность выражается в значительной чувствительности к эстетическим и художественным ценностям. Шкала позволяет определить принадлежность школьника к «художественному», «мыслительному» или среднему типу (по И. П. Павлову).

Женственность измеряется степенью близости испытуемого к женской роли. Шкала выявляет у конкретного испытуемого степень уступчивости, скромности, погруженности в собственные проблемы, склонности к волнениям, самооценке и самоанализу.

Психическая неуравновешенность характеризуется тревожностью, неконтролируемостью влечений, дезадаптацией к жизненным обстоятельствам. Она прямо связана с выраженным невротизмом, психотизмом и депрессией. Полярными психологическими свойствами, выявляемыми по этой шкале, являются высокая психическая устойчивость, ровность, стабильность, устойчивость и целенаправленность поведения.

Асоциальность выражается в трудностях социальной адаптации, отрицательном отношении к требованиям общества, закрепившимися и с трудом корригируемыми асоциальными реакциями.

Интроверсия позволяет измерить степень контактности личности.

Сензитивность характеризуется тонкостью эмоциональных переживаний. Данная шкала измеряет степень чувствительности, артистичности, душевной ранимости, вежливости, деликатности, эмоциональной зрелости, художественности восприятия. Сензитивность связана с эстетической впечатлительностью и женственностью.

О том, как работать с этими 14 шкалами, подробно сказано в цитированных выше двух книгах.

Для воспитательной работы с «трудными» школьниками весьма важно выявить его личностную направленность: идеалы, стремления, основные жизненные принципы и интересы. Это помогают выявить методики исследования ценностных ориентаций. Наиболее распространенной из этих методик является тест ценностных предпочтений Г. Олпорта, Ф. Вернона, Г. Линдзи (1931 г.) По направленности интересов выделяется 6 типов личности: экономический, социальный, политический, религиозный, теоретический и эстетический.

Широко известна также методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича (1973 г.)7. В основе ее лежит применение приема прямого ранжирования ценностей. Выделяются 2 класса ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальной ценностью считается такая жизненная цель, к которой стоит стремиться (например, счастливая семейная жизнь, разрешение экологических проблем). Инструментальной ценностью считается наиболее предпочтительный образ действий (например, честность, прагматизм).

Короче, это дихотомия в границах ценности — цели и ценности — средства

Совсем недавно опубликована методика исследования ценностных ориентаций, отработанная Д. А. Леонтьевым, О. Э. Калашниковой и М. О. Калашниковым8. Были выделены 7 биполярных факторов для женщин и 6 факторов — для мужчин. Приводим краткое обозначение факторов для лиц женского пола: 1) Индивидуальная — конформная позиция в жизни; 2) открытость миру — сдержанность; 3) активность с выходом за рамки социальных требований — активность в границах социальных требований; 4) требовательность к жизни — легкое отношение к жизни; 5) независимость от социума — ориентация на социум; 6) жизнь для себя — жизнь для общества; 7) абстрактное человеколюбие — межличностные связи.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Анализ программного материала и ГОСО. РК по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста
Современные программы, используемые в Республике Казахстан "Кайнар", "Балбобек", а также российские программы "Радуга", "Детство", "Развитие", "Школа 2100" нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников. Ан ...

Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся
Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные . К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др. Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к соврем ...

Описание диагностической работы по определению уровней развития экспрессивной лексики старших дошкольников
Целью констатирубщего этапа педагогического эксперимента стало: выявление уровня развития экспрессивной лексики детей 6 г.ж. Обследование речи детей проводилось на базе дошкольного учреждения №14 г. Севастополя. В эксперименте принимали участие 2 группы дошкольников старшего возраста по 15 человек ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru