Мотив как побуждающая сила деятельности

Страница 5

Наконец, К. Обуховский говорит о защитной функции мотива и о защитных мотивах, в которых истинная цель подменяется «официальной версией» необходимой для сохранения требуемого решения, для создания видимости рациональной деятельности.

Мотив имеет определенные характеристики. Выделяют динамические (силу, устойчивость) характеристики мотива, иначе называемые энергетическими, и содержательные характеристики (полнота осознания структуры мотива; уверенность в правильности выбора принятого решения; направленность мотива - личностная, индивидуальная или общественная, коллективная; ориентированность на внешние или внутренние факторы при объяснении своего поведения; на удовлетворение каких потребностей биологических или социальных они направлены, с какой деятельностью - игровой, учебной, трудовой, спортивной - связаны). {LINKS}

Сила мотива определяется интенсивностью мотивационного возбуждения. Однако силу мотива определяют и психологические факторы: знание результатов деятельности, а не выполнение работы «вслепую», понимание ее смысла, определенная свобода творчества, а не жесткое регламентирование.

Сила мотива во многом определяется сопровождающей его эмоцией, из-за чего мотив может приобретать аффективный характер. Яркая эмоциональная окраска мотива указывает на преимущественно экспрессивный его характер, требующий немедленной и исчерпывающей «энергетической разрядки» в соответствующей внешней деятельности. Сила мотива больше, если мотивация внутреннеорганизованная, т. е. когда человек сам детерминирует свою деятельность, исходя из внутренних побуждений (потребностей, желаний).

Характеристикой мотива, считается и его устойчивость. По существу, под этим понимают устойчивость (инертность) потребности и устойчивость (ригидность) установок, мировоззрения, ценностей человека, его склонностей, интересов. Устойчивость как характеристика в большей мере относится не к мотивам как таковым, а к другим мотивационным образованиям: мотивационным установкам, интересам, привычкам.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей, чувств. На самом деле их истинные мотивы необязательно таковы, какими они кажутся.

Также необходимо рассмотреть классификацию мотивов. Попытки классифицировать мотивы делались неоднократно и с разных позиций. При этом выделение видов мотивов и их классификация зависят у авторов от того, как они понимают сущность мотива. Так, деление мотивов на биологические и социальные, выделение мотивов самоуважения, самоактуализации, мотивов-стремлений к результату (мотивы достижения), мотивов-стремлений деятельности, мотивов к успеху и избеганию неудачи в своей основе базируются на выделении и классификации различных видов потребностей человека (биологических и социальных). В ряде случаев основой для деления мотивов является принадлежность стимулов, вызывающих потребности, к внешним или внутренним.

Вообще же общепризнано, что единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов нет. Классификации мотивов могут быть разными в зависимости от целей исследователя, угла рассмотрения вопроса и т. п. Единственное, что можно требовать от этих классификаций — чтобы они не противоречили сущности мотивов, их генезису.

Таким образом, на основании всего выше сказанного можно сделать выводы. Проблема мотива и мотивации является многогранной и рассматривается различными авторами по-разному. Каждая из теорий, относящаяся к этой проблеме, имеет свои достижения и вместе с тем свои достоинства. Только глубокий анализ проблемы и вычленение положительного способен дать полную картину детерминации человеческого поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Великая педагогика:

Сценарий урока по литературе, направленный на воспитание чувства ответственности
Задачи урока: 1) образовательная: закрепление навыков анализа текстов. 2) развивающая: совершенствование умения выразительно читать различные виды текстов; развитие умений проводить лингвистическое наблюдение над языковыми особенностями текста; развитие умения аргументировано излагать собственную т ...

Воспитание в римских школах
От первых двух веков римской истории не осталось никакого свидетельства относительно обучения детей. Первое известие о школе относится к 449 году до Р. X Обычай учреждения школ перешел к римлянам от этрусков. Первые школы в Риме были делом частной предприимчивости. Практический склад римского народ ...

Индивидуальный подход к художественно одаренным детям
К художественно одаренным детям применимы все вышеперечисленные принципы сущности и технологии индивидуального подхода, но исходя именно из специфики изобразительной одаренности. Результаты многочисленных исследований подтверждают, что художественное развитие всех детей без исключения нуждается в р ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru