Особенности организации педагогического процесса по повышению эффективности развития учащихся посредством использования активных методов обучения

Педагогическая информация » Активные методы обучения » Особенности организации педагогического процесса по повышению эффективности развития учащихся посредством использования активных методов обучения

Страница 1

Изучая методическую литературу, наблюдая и анализируя уроки в школе невольно задумываешься об активных методов обучения. Редко удивит нас парная, групповая работа, деловая игра, дискуссия. Чаще встречаются уроки-игры, уроки-путешествия.

Формирующий эксперимент показал, что хотя в задачи технологии активного обучения входит развитие познавательной сферы обучающихся и сознательное активное осмысление и усвоение ими информации, ее можно использовать только тогда, когда обучаемые уже владеют основами необходимой информации, полученной, как правило, традиционными методами. Поэтому нецелесообразно противопоставлять традиционные и инновационные методы. Необходимо находить разумное сочетание и использование сильных сторон в зависимости от стоящих перед учебно-воспитательным процессом задач и возникающих ситуаций. {LINKS}

В школе, особенно в начальной, я полагаю, мало используются:

1. проблемность;

2. сотрудничество и кооперация;

3. коллективное взаимодействие;

4.управление формированием и развитием индивидуально-психологических особенностей обучаемых;

5. вовлечение обучаемых в постоянную активную деятельность: отвечают, анализируют, рассуждают, оценивают, классифицируют, обобщают, выделяют главное.

6. изменение модели преподавателя: то он соорганизатор, то он интерпретатор, то консультант (традиционно-организатор, информатор, консультант).

Как известно к активным методам обучения относятся проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, драматизация, театрализация, творческая игра «Диалог», «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия, метод проектов, методы удивления, любования, уверенности, успеха, диалога, метод эвристических вопросов, игровое проектирование, имитационный тренинг, организационно-деловые игры (ОДИ), организационно-мыслительные игры (ОМИ), дискуссия, синектика и другие.

Мы видим, что технология активного обучения включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность, и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося значения каждым учеником.

А. Дистервег считал, что надо заставить ученика работать, работать самостоятельно, приучить его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами, что-либо усвоить.

Наиболее приемлемыми методами активного обучения в начальной школе является успех.

Чего ждет ребенок, переступив­ший порог школы? Только успеха. Ситуа­ция успеха — необходимое условие для пе­рерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое.

Я убедилась, что успех связан с чувством эмоциональ­ного подъема, создает ощущение внутреннего благополучия. Один раз, пережив ус­пех, ребенок будет вновь и вновь стремить­ся к нему.

Уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и ис­пользует свои личные психологические особенности. А чтобы уверенность не теря­лась, необходимо помочь развитию ребен­ка. Использование принципа «мини — мак­са» (объем знаний дается по максимуму, оценивается стандартный минимум; мак­симум отметок, минимум оценок) помогает поддержать уверенность в себе. Считаю, что важное значение имеет прямое обще­ние детей на уроке. Лишая учащихся обще­ния, мы делаем их менее защищенными, не уверенными в собственных силах, более за­висимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. Здесь и имеет большое значение работа в группах и парах. «Повернись к соседу, скажи свой ответ. Если у него так же, он кивнет тебе, если нет, то можно вместе найти верное ре­шение».

Я сделала вывод, на уроке можно не ставить отметок. Ведь урок — это не соревнование за лучший ре­зультат, а совместная деятельность, где ца­рит дух сопереживания и сотворчества.

Что приобретает ученик, пройдя че­рез такой процесс обучения? Самое глав­ное — у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, само­стоятельность при решении учебных задач, он умеет доказать свое и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию, яркие эмоции.

Я проводила урок во втором классе школы №1 по предмету «Мир вокруг нас» по теме «Горные породы». На уроке естествознания мы не только изучаем объекты природы, но и любуемся их красотой. Я продемонстрировала видеофрагмент из фильма «Симфония жизни» под музыку Вивальди. Дети восхищались величием гор и их особенностями. «Лучше гор могут быть только горы», говорят в народе.

Исламу я поручила написать и рассказать на уроке историческую справку о граните, камне-великане, который стал подножием знаменитому памятнику Петру 1.

Руслану и Анатолию я поручила вместе с родителями сфотографировать памятники нашего города, где использован гранит.

Гранит относится к магматическим породам. В эту группу входят: алмаз, медь, серебро, цинк, пластика, золото, свинец, олово.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Психолого–педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10 – 11 лет (I – IV классы школы). В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучения ...

Взаимосвязь мотивов учения и успешности учебной деятельности
Исследование проводилось в гимназии № …г. . Выборку испытуемых составили 60 учеников: по 20 человек второго, третьего и четвертого классов. В составе выборки было 55% девочек и 45% мальчиков. Все дети обучаются в гимназии с первого класса. Одним из важных показателей, свидетельствующем о познавател ...

Особенности педагогического контроля усвоения содержания образования и оценка результатов образовательного процесса
Контроль знаний учащихся как основной элемент оценки качества образования Особенности педагогического контроля и оценки успеваемости учащихся Контроль знаний учащихся как основной элемент оценки качества образования Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образ ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru