Оптимизация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности

Педагогическая информация » Оптимизация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности

Период адаптации ребенка к началу систематического обучения в школе является одним из наиболее трудных, течение которого во многом зависит от состояния здоровья и степени готовности физиологических систем организма к постоянному воздействию учебных нагрузок. Степень готовности ребенка к школе оценивается уровнем развития основных психофизиологических функций. Однако не менее значимым является уровень физической подготовки, поскольку учебный процесс в школе предъявляет к организму ребенка повышенные учебные и статические нагрузки.

Развитие функциональных резервов организма детей 4-5 лет во многом определяется уровнем их двигательной активности, в том числе в организованных ее формах в дошкольных образовательных учреждениях.

Проводимые ранее научные исследования были направлены на разработку двигательных режимов по восполнению дефицита двигательной активности старших дошкольников.

Под физической подготовкой детей старшего дошкольного возраста к школе в ДОУ понимается не только уровень физической подготовленности, но и уровень функциональных возможностей организма детей подготовительных к школе групп. Необходимость оптимизации физической подготовки детей к школе обусловлена увеличением объема образовательных нагрузок и интенсификацией учебного процесса в современной начальной школе и может быть достигнуто посредством совершенствования двигательных режимов детей в детском саду с целенаправленным развитием и тренировкой школьно значимых физических качеств.

В соответствии с вышеизложенным определены цель и задачи исследования темы курсовой работы.

Цель исследования: оценить влияние разных вариантов организации двигательной активности старших дошкольников в детском саду на функциональные возможности их организма и физическую подготовленность и на этой основе разработать алгоритм гигиенической оптимизации двигательного режима по физической подготовке детей к обучению в школе.

Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:

1) Охарактеризовать и теоретически исследовать методы оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста c использованием психолого-педагогической литературы по проблеме активизации двигательной активности.

2) Провести обследования дошкольников старшего возраста и определить средние возрастно-половые значения показателей их физического развития и физической подготовленности,

3) Оценить режим дня старших дошкольников и выявить особенности организации двигательной активности детей подготовительных к школе групп,

4) Оценить влияние разных вариантов инновационных двигательных режимов на функциональные возможности организма старших дошкольников и их физическую подготовленность,

5) Разработать алгоритм гигиенической оптимизации двигательного режима в дошкольном образовательном учреждении по физической подготовке детей к обучению в школе.

Практическая значимость:

Были разработаны методики оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе. Согласно им были исследованы уровни двигательной активности старших дошкольников, приведены их оценки уровня физического развития и результаты тестирования физической подготовленности детей 4-5 лет к школе. Согласно результатам исследования контрольных и экспериментальных групп медицинским работникам дошкольных образовательных учреждений рекомендуется использовать полученные в работе средние возрастно-половые значения физиометрических показателей (жизненной емкости легких, силы мышц правой и левой кистей рук) и показателей скоростных и скоростно-силовых качеств.

Использование алгоритма оптимизации двигательных режимов по физической подготовке детей к обучению в школе способствует повышению эффективности организации двигательной активности детей в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Разработанные методические рекомендации по оценке и динамическому наблюдению за физическим развитием и здоровьем детей старшего дошкольного возраста позволяют проводить объективный контроль развития функциональных возможностей организма и физическую подготовленность детей в период их физической подготовки к обучению в школе.

Объект исследования: дети старшей группы ясли-сада №43 ул.Зои-Космедимьянской 39.

Предмет исследования: физическо-образовательные, двигательно-игровые, учебно-игровые, физические трененги в ДОУ, как средства оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях.

Гипотеза исследования: оптимизация двигательной активности детей 5-6 лет на физкультурных занятиях в ДОУ будет возможна, если в основу занятия положены следующие методические подходы:

- распределение физических нагрузок дошкольников согласно возрастным группам;

- метод поэтапной, сбалансированной и эффективной физической нагрузки в отношении к процессу учебной деятельности старшего дошкольника.

Научная новизна исследования:

Впервые проведено исследование функциональных резервов организма(ФРО) детей старшего дошкольного возраста на основе комплексной оценки состояния сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы и результатов координаторных функциональных тестов при двигательных режимах разной направленности развития физических качеств. Установлена распространенность низкого (у 17,6% детей), среднего (у 52,2% детей) и высокого (у 30,2% детей) уровней функциональных резервов организма. Впервые обосновано применение показателя функциональных резервов организма в качестве критерия оценки физической подготовки детей к обучению в школе.

Установлено, что у детей подготовительных групп высокий уровень ФРО выявляется реже, чем у детей старших групп.

Выявлено, что для детей подготовительных к школе групп характерно снижение объема двигательной активности в режиме дня, обусловленное необходимостью посещений дополнительных занятий статического характера по подготовке к обучению в школе.

Установлена возрастная чувствительность организма детей 5-7 лет к физическим нагрузкам развивающей и оздоровительной направленности. В 5-летнем возрасте детский организм более чувствителен к действию физических упражнений.

Использование выявленных закономерностей при построении двигательных режимов в детском саду позволяет повысить эффективность физической подготовки детей к школе.

Выявлены особенности развития основных физических качеств у детей 5-7 лет.

В связи с катастрофическим ростом заболеваемости детей в целом, снижением уровня их физической подготовленности возникает необходимость в поиске новых эффективных подходов к организации в современных условиях воспитания и обучения, обеспечивающих сохранение физического и психического здоровья подрастающего поколения.

Общеизвестно решающее значение двигательной активности в формировании растущего организма. Однако в образовательном процессе ее специфическое значение как фактора, стимулирующего повышение резервных возможностей физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно.

Согласно современным данным за время пребывания в детском саду воспитанники свободно двигаются и играют менее 30% времени бодрствования. При таких условиях дети по количеству движений реализуют меньше половины возрастной нормы.

В педагогической практике недостаточно внимания уделяется организации самостоятельной двигательной активности ребенка. Она не рассматривается как составляющая физической культуры и средство развития личности человека. Эти и другие факторы уменьшают возможность сохранения здоровья воспитанников в образовательных учреждениях.

Для укрепления здоровья детей необходимо совершенствовать систему физического воспитания, активизировать двигательную деятельность, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в воспитании, обучении и развитии ребенка.

Несмотря на то, что дети очень любят играть в подвижные игры, они не могут организовать игру, даже хорошо им знакомую, самостоятельно. Взрослый становится уже руководителем самостоятельной деятельности ребенка. Это руководство осуществляется путем показа, а также посредством словесного рассказа, объяснений и указаний. В освоении детьми новых движений, в развитии самостоятельной двигательной активности ребенка взрослому принадлежит ведущая роль.

Физиологи отмечают, что движение является врожденной, жизненно необходимой потребностью человека, именно поэтому важно её полное удовлетворение особенно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Так, у малоподвижных детей чаще наблюдается отставание моторного и нервно-психического развития и они в большей мере подвержены простудным заболеваниям.

Таким образом, интенсивность и характер психофизического развития детей, здоровье зависит от их двигательной активности.

Великая педагогика:

Педагогические идеи сказок
Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. ...

Организационное строение педагогического коллектива
В социально-психологическом анализе коллектива выделяют формальную (официальную) и неформальную (неофициальную) организационные структуры. В этом случае под структурой понимаются относительно устойчивые взаимосвязи между членами коллектива. Формальная структура коллектива обусловлена официальным ра ...

Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе
Конкретизация деятельности специалиста по социальной работе вытекает из его основных функций. (по В.Г .Бочаровой, Е.И. Холостовой), которые раскрывают специфические особенности социальной работы как профессии. Диагностическая функция предполагает изучение социальным работником особенностей семьи, г ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru