Оптимизация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности

Педагогическая информация » Оптимизация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности

Период адаптации ребенка к началу систематического обучения в школе является одним из наиболее трудных, течение которого во многом зависит от состояния здоровья и степени готовности физиологических систем организма к постоянному воздействию учебных нагрузок. Степень готовности ребенка к школе оценивается уровнем развития основных психофизиологических функций. Однако не менее значимым является уровень физической подготовки, поскольку учебный процесс в школе предъявляет к организму ребенка повышенные учебные и статические нагрузки.

Развитие функциональных резервов организма детей 4-5 лет во многом определяется уровнем их двигательной активности, в том числе в организованных ее формах в дошкольных образовательных учреждениях.

Проводимые ранее научные исследования были направлены на разработку двигательных режимов по восполнению дефицита двигательной активности старших дошкольников.

Под физической подготовкой детей старшего дошкольного возраста к школе в ДОУ понимается не только уровень физической подготовленности, но и уровень функциональных возможностей организма детей подготовительных к школе групп. Необходимость оптимизации физической подготовки детей к школе обусловлена увеличением объема образовательных нагрузок и интенсификацией учебного процесса в современной начальной школе и может быть достигнуто посредством совершенствования двигательных режимов детей в детском саду с целенаправленным развитием и тренировкой школьно значимых физических качеств.

В соответствии с вышеизложенным определены цель и задачи исследования темы курсовой работы.

Цель исследования: оценить влияние разных вариантов организации двигательной активности старших дошкольников в детском саду на функциональные возможности их организма и физическую подготовленность и на этой основе разработать алгоритм гигиенической оптимизации двигательного режима по физической подготовке детей к обучению в школе.

Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:

1) Охарактеризовать и теоретически исследовать методы оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста c использованием психолого-педагогической литературы по проблеме активизации двигательной активности.

2) Провести обследования дошкольников старшего возраста и определить средние возрастно-половые значения показателей их физического развития и физической подготовленности,

3) Оценить режим дня старших дошкольников и выявить особенности организации двигательной активности детей подготовительных к школе групп,

4) Оценить влияние разных вариантов инновационных двигательных режимов на функциональные возможности организма старших дошкольников и их физическую подготовленность,

5) Разработать алгоритм гигиенической оптимизации двигательного режима в дошкольном образовательном учреждении по физической подготовке детей к обучению в школе.

Практическая значимость:

Были разработаны методики оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе. Согласно им были исследованы уровни двигательной активности старших дошкольников, приведены их оценки уровня физического развития и результаты тестирования физической подготовленности детей 4-5 лет к школе. Согласно результатам исследования контрольных и экспериментальных групп медицинским работникам дошкольных образовательных учреждений рекомендуется использовать полученные в работе средние возрастно-половые значения физиометрических показателей (жизненной емкости легких, силы мышц правой и левой кистей рук) и показателей скоростных и скоростно-силовых качеств.

Использование алгоритма оптимизации двигательных режимов по физической подготовке детей к обучению в школе способствует повышению эффективности организации двигательной активности детей в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Разработанные методические рекомендации по оценке и динамическому наблюдению за физическим развитием и здоровьем детей старшего дошкольного возраста позволяют проводить объективный контроль развития функциональных возможностей организма и физическую подготовленность детей в период их физической подготовки к обучению в школе.

Объект исследования: дети старшей группы ясли-сада №43 ул.Зои-Космедимьянской 39.

Предмет исследования: физическо-образовательные, двигательно-игровые, учебно-игровые, физические трененги в ДОУ, как средства оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях.

Гипотеза исследования: оптимизация двигательной активности детей 5-6 лет на физкультурных занятиях в ДОУ будет возможна, если в основу занятия положены следующие методические подходы:

- распределение физических нагрузок дошкольников согласно возрастным группам;

- метод поэтапной, сбалансированной и эффективной физической нагрузки в отношении к процессу учебной деятельности старшего дошкольника.

Научная новизна исследования:

Впервые проведено исследование функциональных резервов организма(ФРО) детей старшего дошкольного возраста на основе комплексной оценки состояния сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы и результатов координаторных функциональных тестов при двигательных режимах разной направленности развития физических качеств. Установлена распространенность низкого (у 17,6% детей), среднего (у 52,2% детей) и высокого (у 30,2% детей) уровней функциональных резервов организма. Впервые обосновано применение показателя функциональных резервов организма в качестве критерия оценки физической подготовки детей к обучению в школе.

Установлено, что у детей подготовительных групп высокий уровень ФРО выявляется реже, чем у детей старших групп.

Выявлено, что для детей подготовительных к школе групп характерно снижение объема двигательной активности в режиме дня, обусловленное необходимостью посещений дополнительных занятий статического характера по подготовке к обучению в школе.

Установлена возрастная чувствительность организма детей 5-7 лет к физическим нагрузкам развивающей и оздоровительной направленности. В 5-летнем возрасте детский организм более чувствителен к действию физических упражнений.

Использование выявленных закономерностей при построении двигательных режимов в детском саду позволяет повысить эффективность физической подготовки детей к школе.

Выявлены особенности развития основных физических качеств у детей 5-7 лет.

В связи с катастрофическим ростом заболеваемости детей в целом, снижением уровня их физической подготовленности возникает необходимость в поиске новых эффективных подходов к организации в современных условиях воспитания и обучения, обеспечивающих сохранение физического и психического здоровья подрастающего поколения.

Общеизвестно решающее значение двигательной активности в формировании растущего организма. Однако в образовательном процессе ее специфическое значение как фактора, стимулирующего повышение резервных возможностей физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно.

Согласно современным данным за время пребывания в детском саду воспитанники свободно двигаются и играют менее 30% времени бодрствования. При таких условиях дети по количеству движений реализуют меньше половины возрастной нормы.

В педагогической практике недостаточно внимания уделяется организации самостоятельной двигательной активности ребенка. Она не рассматривается как составляющая физической культуры и средство развития личности человека. Эти и другие факторы уменьшают возможность сохранения здоровья воспитанников в образовательных учреждениях.

Для укрепления здоровья детей необходимо совершенствовать систему физического воспитания, активизировать двигательную деятельность, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в воспитании, обучении и развитии ребенка.

Несмотря на то, что дети очень любят играть в подвижные игры, они не могут организовать игру, даже хорошо им знакомую, самостоятельно. Взрослый становится уже руководителем самостоятельной деятельности ребенка. Это руководство осуществляется путем показа, а также посредством словесного рассказа, объяснений и указаний. В освоении детьми новых движений, в развитии самостоятельной двигательной активности ребенка взрослому принадлежит ведущая роль.

Физиологи отмечают, что движение является врожденной, жизненно необходимой потребностью человека, именно поэтому важно её полное удовлетворение особенно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Так, у малоподвижных детей чаще наблюдается отставание моторного и нервно-психического развития и они в большей мере подвержены простудным заболеваниям.

Таким образом, интенсивность и характер психофизического развития детей, здоровье зависит от их двигательной активности.

Великая педагогика:

Отклоняющее поведение: понятие, сущность причины, виды
По мнению Никитина В.А. под нормой понимают (от латинского norma) правило, точное представление, установленную меру. Выражение социальной нормы – это официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-истор ...

Специальные педагогические науки
Специальные (коррекционные) педагогические науки – логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика – разрабатывают теоретические основы, принципы и средства воспитания детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Так, например, логопедия занимается обу ...

Сущность художественной одаренности
Художественные способности раньше других обнаруживают себя. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – рисунки можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автор ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru