Социальное образование как область педагогики получило широкое распространение в России, а, следовательно, и Беларуси в первой половине 90-х годов. В эти годы серьезно переосмысливаются подходы к содержанию и организации социального образования, определению критериев его качества, ведется поиск эффективных образовательных технологий. Традиционно социальное образование рассматривалось как подготовка обществоведов для работы в образовательных и научных учреждениях и строилось на глубоком изучении целого ряда обществоведческих дисциплин. {LINKS}
В настоящее время стало складываться более сложное и дифференцированное понятие этого феномена, который включают в научный, учебно-методический и социально-практический контекст. И обуславливается это рядом обстоятельств: введением новых специальностей и специализацией ориентированных, прежде всего на социальную сферу; обогащением программ социального образования за счет привлечения литературы, представляющей различные парадигмы социального мышления; активным освоение зарубежного и отечественного опыта решения разнообразных социальных проблем.
Е.И. Холостова отмечает, что появление и расширение интерпретации данного термина в настоящее время, обусловлено подготовкой в вузах, средних специальных учебных учреждениях профессиональных социальных работников и социальных педагогов. В этом контексте социальное образование означает подготовку - профессиональных кадров для учреждений социальной защиты.
Понятие «социальное образование» употребляется специалистами также в контексте подготовки кадров для нужд так называемого «третьего сектора», т.е. неправительственных, некоммерческих организаций, в соответствии с зарубежным опытом социальной работы составляющих основу гражданского общества.
В широком плане социального образование рассматривается специалистами высшей школы как широкое общественное образование, направленное: а) на современные знания, востребованность которых будет обеспечена в грядущем, информационном, компьютеризированном обществе; в) на развитие таких качеств у молодых специалистов, которые помогут сохранить и увеличить степень социальной защищенности населения.
Сохраняется в научной литературе и более традиционное понимание понятия «социального образования»: обучение основам правил жизнедеятельности в обществе; общечеловеческое образование как освоение наук об обществе, ядро которого составляет социологическое образование.
Проанализировав все эти подходы к определению социального образования можно выделить два его основных значения:
1.Социальное образование –это выражение социальной функции образования, сущность которой заключается в трансляции и распространении культуры в обществе, социальной дифференциации организации образовательных услуг, в особенностях процессов воспитания и социализации.
2.Социальное образование – как вид образовательной деятельности при подготовке профессиональных кадров социальных работников.
Большинство авторов (Е.И. Холостова, М.В. Фирсов, Н.М. Платонова и др.), специализирующиеся в области социального образования в качестве целей подготовки социального работника выделяет ряд системных качеств, которые должны рассматриваться как результат образовательной деятельности. Тогда к целям обучения социальной работе нужно отнести приобретение будущими специалистами:
знаний, необходимых для оказания профессиональной помощи и услуг отдельным лицам, группам, организациям или обществу; это знания о поведении человека, социальной политике, программах, ценностях и этике, о способах выработки , оценки собственной практики;
навыков анализа конкретной ситуации, облегчения проблем клиента, защиты его интересов и других соответствующих способов взаимодействия с людьми, которые ищут помощи и которым необходимо ее оказать;
таких ценностей как гуманизм, справедливость, самоопределение, антидискриминация и честность в профессиональной деятельности; способности разумного использования собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения в профессиональных целях;
глубокой и искренней заинтересованности в клиентах и работе с ними;
настроя на работу в трудных условиях и решения сложных социальных проблем.
Произошли в последние годы и определенные изменения в содержании социального образования. Вызваны они, прежде всего, радикальным реформированием всех сторон жизни общества, сменой государственного строя, господствующей идеологии, распространением зарубежной литературы по проблемам социального развития общества, а также признанием полипарадигмального статуса социальных наук, в частности социологии. Как следствие этого, наблюдается гуманизация социальных наук, сближение наук о человеке и обществе, возникновение новых социальных наук, что отражает тенденцию как дифференциации, углубления социального знания, так и его интеграцию со смежными дисциплинами. Все это сказывается на содержании социального образования. Длительное время считалось, что содержание подготовки специалистов должно сводиться к триаде – знания, умения, навыки. В последние годы были выделены новые компоненты содержания образования: опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, что позволило усилить культурный, нравственный и личностный его смысл. Тогда содержание образование можно рассматривать как часть общечеловеческой культуры, отбираемой, структурируемой и предъявляемой учащимся для активного усвоения и последующего использования в жизненной практике. Оно включает в себя цели образования, детерминанты развития личности обучаемого, конкретный учебный материал, понятия, тексты, образцы, правила и виды учебной деятельности, знания и способы их приобретения, умения и приемы самообразования.
Великая педагогика:
Формы мышления
В психологической науке различают такие формы мышления, как: · понятия; · суждения; · умозаключения. Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и яв ...
Возможности межпредметных связей в развитии интереса школьников к уроку
музыки
Первые попытки классификации межпредметных связей были не совсем удачны. Ю. Вайткявичус, Н.М. Верзилин, В.М. Корсуновская и другие основой классификации определили хронологический критерий, т.е. основывали её на «предварительных, сопутствующих и последующих связях». Это привело к изменению учебной ...
Форма проявления
Явная – одаренность, проявляющаяся в деятельности ребенка ярко и отчетливо. Скрытая – проявляется в скрытой, завуалированной форме. Степень сформированности. Потенциальная – одаренность, которая представляет собой лишь определенные возможности, потенциал для высоких достижений, но не реализованная ...