Задачами профессионального воспитания специалиста в условиях вуза являются:
1.Формирование профессиональной позиции (мировоззрения специалиста), ценностного отношения к избранной профессии;
2. Профессиональное самоопределение (самопознание, осознание своих потребностей, определение жизненных целей и жизненных смыслов, обретение социально-профессионального статуса ) ; {LINKS}
3. Принятие профессиональных норм и обязанностей, освоение психолого-этических норм профессии.
К.Роджерс, представитель гуманистической психологии, основоположник целенаправленного конструирования процесса обучения «центрированного на ученике» (личностно - центрированное обучение), отмечал, что обучение и воспитание (это вполне применимо и к профессиональному обучению и воспитанию) должно способствовать развитию таких качеств как: умение решать проблемы и принимать решения; способность общаться с людьми; уверенность в себе; настойчивость в достижении цели; способность самоуправления своим поведением; критичность мышления; формирование «Я - концепции» специалиста.
Несомненно, что наличие активной жизненной позиции, уверенность в себе, собственных силах, настойчивость в достижении целей являются базовыми характеристиками личности компетентного и успешного социального работника.
Исходя из этого, очевидно, что профессиональное воспитание должно базироваться на принципах:
Творческого саморазвития личности.
2. Самопознания.
3. Приоритета практической направленности обучения.
4. Сотрудничества и сотворчества преподавателей и студентов как творческих и саморазвивающихся личностей.
5. Дифференцированного подхода.
6. Историзма.
Основными механизма профессионального воспитания и развития обучаемых выступают: индивидуальное и дифференцированное обучение, включающее использование индивидуальных нормативов, усиление положительных мотивов учения, активизация творческого потенциала обучаемых, стимулирование потребности в постоянном профессиональном и личностном самосовершенствовании.
Вопросы для самоконтроля
1.Каково содержание понятия «профессионализма» в социальной работе? Проанализируйте различные подходы к трактовке данного понятия. 2.Какие факторы определяют сущность и традиции развития профессионализма в социальной работе?
3.Какова структура профессионализма в социальной работе?
4. Охарактеризуйте показатели профессионализма.
5.Что вы понимаете под профессиональным мастерством? Каковые его компоненты?
6.Что вы понимаете под профессиональным призванием?
7.Покажите роль и значение профессионального воспитания в профессиональном становлении специалиста по социальной работе.
Великая педагогика:
Возникновение идеи нравственного идеала
В этнопедагогике большинства народов ведущее место занимает нравственное воспитание. Понимая под этнопедагогикой систему целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для конкретного этноса, мы должны отметить, что она пронизывает все сферы духовной и материальной жи ...
Коммуникативные взаимосвязи в образовательном процессе
Человеческое бытие есть всегда «бытие с другими». Качество человеческой жизни, надежды на счастье, успешность человека связаны с умением правильно строить взаимодействие с различными людьми, эффективно общаться. В сфере образования общение, с одной стороны, есть средство познания и приобщения к ист ...
Основные виды и типы упражнений
По мнению российского методолога Салистра И.Д. , система упражнений по иностранному языку всегда должна иметь своей целью практическое овладение иностранным языком. Она направлена на освоение тех операций с материалом для речи, которые необходимы для понимания и выражения мыслей на иностранном язык ...