Профессиональное воспитание специалиста по социальной работе

Педагогическая информация » Введение в социальную работу » Профессиональное воспитание специалиста по социальной работе

Страница 1

Процесс становления специалиста – сложный, непрерывный процесс проектирования личности. Неотъемлемой частью этого процесса является осведомленность личности о своей будущей профессии, которая способствует развитию активности студента, формированию мотивационной установки в профессиональном обучении. {LINKS}

По Зееру Э.Ф. путь к профессионализму включает в себя 5 стадий:

--«оптация» –(от лат. желание, избрание) – формирование личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей;

--«профессиональная подготовка»—формирование профессиональной направленности (включает в себя мотив выбора профессии, осознанность значимости профессии, способность и готовность к профессиональной деятельности, удовлетворенность профессией), а также системы знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач;

--«профессиональная адаптация» – вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыт самостоятельного выполнения профессиональных задач;

---«профессионализация»—формирование профессиональной позиции, интеграция личностных и профессиональных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально-значимые образования, квалифицированное выполнение профессиональной деятельности;

--«профессиональное мастерство» -полная реализация, самоосуществление личности в профессиональной деятельности.

Успешность профессионального становления специалиста определяют все перечисленные выше стадии. Однако среди них первостепенное значение принадлежит профессиональной подготовке и профессиональному воспитанию будущего социального работника в условиях высшего учебного заведения.

Профессиональное воспитание можно рассматривать в нескольких аспектах как: а) функцию трудовой и общественной жизни; б) функцию учебного заведения, которое должно создать благоприятные условия для решения задачи подготовки высококвалифицированных специалистов, в частности социальных работников.

Эффективность профессиональной подготовки и профессионального воспитания будущего специалиста определяются принципами, которые положены в основу этих процессов. По мнению ряда российских исследователей (М.В. Фирсов, Н.А. Рыбакова, В. Бочаровой и др.) профессиональное воспитание и подготовка (обучение) должны базироваться на личностно-ориентированном подходе, что предполагает:

свободу выбора каждым студентом собственной «траектории» получения профессионального образования, соответствующего мировому уровню социального, культурного и интеллектуального развития;

создание в учебном заведении обучающей и воспитывающей среды, способствующей культурному и творческому развитию индивидуальности студента;

создание условий для адекватного оценивания личностного и профессионального становления будущих специалистов:

выбор таких методов и технологий обучения, которые позволяют сформировать в структуре деятельности студентов черты будущей профессиональной деятельности;

разработку программ довузовской профориентационной подготовки.

Как и воспитание в целом, процесс профессионального воспитания специалиста характеризуется рядом особенностей: непрерывностью, последовательностью, целостностью, неоднозначностью результатов, этапностью ( стадийность). Так, профессиональное воспитание включает в себя следующие стадии: профориентация, завершающаяся выбором профессии; овладение профессией ( профессиональное обучение ); начало самостоятельной трудовой деятельности, непрерывное повышение квалификации (профессиональное самообразование и самовоспитание).

Из анализа этих этапов следует, что воспитательная задача учебного заведения заключается не только и не столько в обучении, воспитании и развитии будущего специалиста, сколько в превращении процесса образования в процесс самообразования , самовоспитания и самообучения.

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Характеристика содержания курса математики 5-6 классов
Курс математики 5-6 классов - важное звено математического образования и развития школьников. Курс математики 5-6 классов представляет собой органическую часть всей школьной математики. Поэтому основным требованием к его построению является структурирование содержания на единой идейной основе, кото ...

Самостоятельная работа как средство формирования учебно-познавательной мотивации учащихся
Не вызывает сомнения тот факт, что залог успешного обучения школьников любой иностранному языку – это формирование у них учебно-познавательной мотивации. Только положительное отношение к учебной деятельности и наличие определённого уровня сформированности учебно-познавательных мотивов позволит обес ...

Анализ применения активных методов обучения в ЗАБГГПУ
Для проведения исследования по теме курсовой работы были посещены несколько занятий в Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете (г.Чита) на социальном факультете. Для исследования были выбраны студенты 2 курса. В целом было посещено 12 занятий по дисциплине «Общие основы ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru