Примечательно то, что практически во всех подходах к трактовке профессионализма присутствует такой компонент как профессиональное мастерство. Профессиональное мастерство – часть профессионализма, представляет собой совокупность определенных качеств специалиста, которые отражают степень его квалификации, уровень знаний, умений и навыков в осуществлении комплекса мер по социальной защите населения, а также творческое начало в решении профессиональных задач. Слагаемыми элементами профессионального мастерства выступают: {LINKS}
- высокая квалификация работника, прошедшего специализированную подготовку, обладающего устойчивыми умениями и навыками, системой знаний в области работы с различными категориями населения;
- высокая компетентность и соответствие требованиям государственных стандартов в области социальной защиты и социального обслуживания населения;
- максимальное использование знаний и умений в области социальной работы в сочетании с индивидуальными способностями;
- надежность и ответственность;
- умение завоевывать доверие клиентов и коллег и т.д.;
- умение использовать достижения социальных наук и социальных технологий для гармонизации отношений в социуме.
Профессиональное мастерство специалиста по социальной работе связано с уровнем развития его духовно-нравственных качеств.
При оценке профессионально-личностного развития специалиста по социальной работе наряду с такими сущностными характеристиками как «профессионализм», «профессиональное мастерство», используется и такое понятие как «профессиональная компетентность».
Профессиональная - компетентность (от лат. соответствующий, способный, обладающий компетенцией ) – это высокий уровень подготовленности специалиста, обусловленный знанием стратегии продуктивной социально-педагогической деятельности, знанием взаимодействующих в ней структурных компонентов и критериев для измерения степени ее эффективности.
В качестве структурных компонентов профессиональной компетентности выступают: знания и умения профессиональные, опыт социального работника, способность предвидеть результаты, диагностировать ситуацию, анализировать социальную проблему, моделировать эффективную систему действий в процессе достижения искомых результатов, корректировать собственную профессиональную деятельность и способность обосновывать пути ее совершенствования.
М.В.Фирсов под профессиональной компетентностью подразумевает сформированную в процессе обучения и самообразования систему научно-практических знаний и умений, влияющих на качество решения профессиональных задач; развитые личностно-профессиональные качества, проявляющиеся в деловом партнерском общении с людьми при решении их жизненных проблем.
Профессиональную компетентность социального работника он подразделяет на:
управленческую компетентность -- включает теоретические знания и практические умения социального работника, необходимые как для работы с конкретными клиентами, так и для организации социальной защиты прав человека .Базу этого вида компетентности составляют знания научных основ организации соответствующих государственных структур, знания технологии работы, основ теории организации управления, этики, психологии руководства, культуры речи;
психолого-педагогическая компетентность – формируется за счет знания психологии и педагогики. Психологическая компетентность социального работника должна быть высокого уровня, так как ему приходиться решать общепсихологические, дифференциально-психологические, социально-психологические и другие проблемы.
Великая педагогика:
Проектная методика в зарубежной и отечественной системе образования
В рамках использования проектной методики в зарубежной и отечественной системе образования в данном параграфе целесообразно рассмотреть: сущностную характеристику метода проектов как предпосылки современного проектного обучения ИЯ; проектную методику как основу для реализации личностно-деятельностн ...
Методы физического развития детей. Механизм влияния
танцевальных упражнений на развитие детей
Любой двигательный акт, независимо от того, выполняется ли он под контролем сознания, по приходу высших отделов коры больший полушарий мозга или осуществляются по механизму безусловного рефлекса, так или иначе, сопровождается развертыванием физиологических механизмов и биологических процессов обесп ...
Диагностика и обучение одаренных детей
Итак, по каким же признакам отличить обычного ребенка от гения? Выделяют три особенности одаренного ребенка: Опережающее познавательное развитие. Психо-социальная чувствительность. Одаренные дети, впрочем как и взрослые, обладают повышенным чувством справедливости, чувствительностью, зависимостью о ...