Под системой чаще всего подразумевают упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, образующих некоторое целостное единство. Наряду с общей интерпретацией существуют и другие производные толкования системы (в философской, социологической литературе, теориях управления и т.д.). Так, система определяется как: а) порядок обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи, строгой последовательности действий; б) форма, способ устройства, организация чего-либо; в) общественный строй; д) совокупность хозяйственных единиц, учреждений, родственных по своим задачам и организационно объединенных в единое целое. Типология систем также достаточно разнообразна. Выделяют следующие виды систем: {LINKS}
большая система как многократное сложение относительно малых, простых систем. Это общество, социальная структура и др. К ним с полным правом можно отнести и социальную работу;
социальная (например, социальные общности );
система действий как совокупность различных уровней социальной реальности в структурно-функциональной теории Т.Парсонса, объединенных в определенное целое по принципам информационно-кибернетической модели;
кибернетическая, включающая системы различной природы (технические, биологические и социальные);
социетальная как система отношений и процессов, рассматриваемых на уровне общества в целом.
Социальная работа может быть рассмотрена и как вид больших систем, поскольку в ней можно выделить подсистемы меньшего уровня. Как большая система социальная работа органически сочетает в себе три компонента: а) социальную работу как науку; б) социальную работу как учебную дисциплину; в) социальную работу как вид деятельности. Причем каждый из этих компонентов может характеризоваться как определенная система.
Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет процессуальный характер, следовательно, имеет свою структуру, которая определяет взаимосвязь и взаимообусловленность определенных компонентов деятельности.
Под структурой вообще понимается совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств. Такая общая трактовка структуры применима и к социальной работе как профессиональной деятельности, которую можно рассматривать как определенную систему, включающую в себя ряд взаимосвязанных компонентов: субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции, цели.
Последовательность перечисления компонентов не случайна: любая деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя объект и является главным, так как определяет суть, и характер деятельности. Все компоненты взаимосвязаны между собой.
Схематически структуру социальной работы как профессиональной деятельности можно представить так:
Цель | ||||||||||||||
Субъект |
Содержание |
Средство |
Управление |
Объект | ||||||||||
Функции | ||||||||||||||
Великая педагогика:
Педагогический эксперимент и анализ результатов
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе наблюдения за деятельностью учащихся 10 «А» и 10 «Б» классов был проведен частичный психолого-педагогический эксперимент в МОУ СОШ №3 г. Ставрополя. Работа предусматривала несколько этапов. На первом этапе проводился констатирующий экспер ...
Обучение поиску решения задач
С чего начинать решение задачи? Движение вашей мысли, как заметил известный советский психолог П.Я. Гальперин, не должно быть «броуновским», т.е. беспорядочным. Главное - нужно сделать глубокий и всесторонний анализ задачи. Решить математическую задачу ‑ это значит найти такую последовательно ...
Прогнозирование при подготовке эксперимента
На основе анализа всей программы эксперимента, обязательного учета реальных учебных и воспитательных возможностей конкретных учащихся, обсуждения программы с коллегами, ее научной экспертизы учитель-экспериментатор, прежде чем приступить к реализации программы, к дальнейшему поиску, обязан сделать ...