При этом, во время выполнения заданий в речи детей были зафиксированы такие недостатки:
– бедность словарного запаса;
– непонимание конотативного (дополнительного) значения слов в структуре художественного текста;
– преимущество общеупотребительной, бытовой лексики в речи. {LINKS}
В связи с этим, мы пришли к выводу, что для обогащения словарного запаса дошкольников экспрессивной лексикой особенно важным является: создание условий, способствующих постепенному переходу слов из пассивного в активный словарь; робота над точностью употребления слов в обозначении экспрессивности в разговорной речи.
Таким образом, завершив констатирующий этап эксперимента, мы убедились в правильном применении методики А.М. Богуш и Ю.А. Руденко и в возможности оказывать влияние на обогащение словарного запаса старших дошкольников экспрессивной лексикой с использованием средств народных сказок.
По итогам констатирующего эксперимента мы определили задачи, педагогические условия и содержание формирующего этапа. Нами были определены педагогические условия работы с народной сказкой, которые обеспечили обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста экспрессивной лексикой.
Поставив перед собой задачи по активизация экспрессивной лексики в разнообразных речевых ситуациях по содержанию русских народных сказок и по самостоятельному использованию детьми экспрессивной лексики в разных видах деятельности, мы продолжили, начатую на констатирующем этапе, работу по обогащению словаря детей, которое происходило по принципу взаимосвязи разных видов деятельности, в частности учебно – речевой, игровой, театрально-игровой, художественно – речевой и изобразительной.
Завершая эксперимент по обогащению экспрессивной лексики старших дошкольников нами был проведен второй контрольный срез (итоговый) уровней употребления экспрессивной лексики дошкольниками экспериментальной и контрольной групп. Задания, которые были предложены детям, были аналогичны тем, которые использовались нами определении базовых уровней, и при первом контрольном срезе.
Проанализировав полученные результаты, мы сделали вывод, что по сравнению с базовой оценкой и результатами констатирующего среза уровни употребления экспрессивной лексики довольно значительно изменились в большую сторону. При этом, и в экспериментальной, и в контрольной группах, увеличилось количество детей, употребляющих экспрессивную лексику на достаточном и среднем уровнях, причем это увеличение произошло в экспериментальной группе произошло исключительно за счет уменьшения количества детей, употребляющих экспрессивную лексику на низком уровне, а в контрольной за счет уменьшения количества детей, употребляющих экспрессивную лексику на низком и среднем уровне.
Таким образом, использованная нами методика обогащения словаря дошкольников имеет высокую эффективность и позволяет, при правильном применении, значительно расширять активный словарь старших дошкольников за счет использования экспрессивной лексики русских народных сказок.
Художественная литература и народный фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем являются одним из могучих средств развития и обогащения речи детей, в том числе и экспрессивной лексикой.
Наша работа была ориентирована на формирование экспрессивной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народной сказкой. В связи с проделанной работой можно сделать выводы:
Великая педагогика:
Подбор соответствующего реквизита и технических средств
За годы существования группы для незрячих детей в 204 дошкольном учреждении постоянно накапливался реквизит для проведения подвижных игр. Сюда входят различные звучащие принадлежности, различные по осязанию поверхности, технические средства. К звучащим пособиям относятся: Специальные браслеты – пре ...
Профессиональная подготовка социальных работников за рубежом
В большинстве зарубежных стран обучение социальной работе имеет продолжительные традиции. Вопросы подготовки квалифицированных кадров в области социальной работы впервые остро встали уже в конце Х1Х века. Депрессия, многочисленные проблемы отдельных людей и групп заставили многих в те годы посмотре ...
Программы и методики
формирования речевых компетенций
Концепция содержания обучения русскому языку в школе предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способам ...